Оглавление
1
2
3
Комплекс основных характеристик программы ............................................................................... 3
1.1
Пояснительная записка ................................................................................................................ 3
1.2
Цели и задачи программы ........................................................................................................... 5
1.3
Планируемые результаты ............................................................................................................ 6
1.4
Содержание программы............................................................................................................... 7
Организационно педагогические условия ....................................................................................... 11
2.1
Календарный учебный график .................................................................................................. 11
2.2
Условия реализации программы ............................................................................................... 12
2.3
Формы аттестации и контроля (оценочные материалы) ........................................................ 14
Список литературы ............................................................................................................................ 15
2
1
Комплекс основных характеристик программы
1.1
Пояснительная записка
Направленность программы: художественная
Нормативно правовый основы разработки программы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(далее – СанПиН);
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
№ 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания";
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652Н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования
детей и взрослых";
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
12. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
13. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по 5 проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических
рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ";
15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
3
16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом»;
18. Устав МАДОУ №31;
19. ОП ДО МАДОУ №31.
20.
Актуальность программы.
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой
моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных
центров головного мозга.
Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем
самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в детском возрасте как
можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта,
развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего
овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают
работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и
творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и
значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать
индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со
сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения,
познавательных процессов – служит одним из важнейших источников всестороннего и
гармоничного развития личности.
Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой
моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки,
приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется
через различные направления работы: накопление знаний о декоративно-прикладном творчестве,
воспитание культуры восприятия, развитие навыков деятельности, которые переплетаются,
дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных
качеств у обучающихся.
Отличительные особенности программы.
Содержание программы:
комплексность – сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из
которых предполагает работу с конкретным видом материалов (природных, пластиковых,
текстильных и др.), и их взаимозаменяемость (возможность хронологически поменять местами);
преемственность – взаимосвязь используемых техник и технологий применения
различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином,
бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки:
обводка, штриховка, рисование по точкам.
Программа разработана в соответствии с социальным заказом и реализуется в
художественной направленности.
Адресат программы – воспитанники МАДОУ №31 в возрасте от 4 до 6 лет.
Численность одной группы составляет от 8 до 12 детей.
Возрастные особенности обучающихся. У детей данной возрастной группы качественно
4
совершенствуются технические навыки и умения в различных видах художественной
деятельности. В изображении предметного мира они могут передавать как общие, типичные, так и
характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов. При помощи педагога у
обучающихся происходит организация совместной работы с координацией творческих действий, с
направлением на поиск наиболее удачных решений в декоративно-прикладном творчестве.
Практические навыки закрепляют и совершенствуют у детей представления, умения и навыки,
развивают самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ и
передавать свое отношение к продуктивной деятельности, успешно используя полученный опыт.
Уровень освоения программы
Объем программы
Срок освоения программы
Особенности
организации
образовательного процесса
Режим занятий
стартовый
36 часов (за весь период обучения)
1 год.
традиционная модель.
Продолжительность одного академического часа – 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
Формы обучения
очная,
групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа
выполняет определенное задание);
индивидуальная (каждый ребёнок делает свою работу);
коллективная (в процессе подготовки и выполнения
коллективной композиции дети работают все вместе, не
разделяя обязанностей).
Виды занятий
теоретические,
практические,
контрольные.
Кроме того, педагогом используются такие формы как: игра,
путешествие, сказка, конкурс, защита проекта, экскурсия, выставка.
Формы подведения итогов
мастер-класс,
реализации
практическое занятие,
общеразвивающей
открытое занятие,
программы
выставка работ.
1.2
Цели и задачи программы
Цель программы – формирование и развитие творческих способностей детей различными
средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
обучение детей владению графическими навыками;
обучение работе с бумагой и освоению различных видов ее сгибания;
обогащение тактильного опыта детей;
Развивающие:
развитие умений производить точные движения кистью и пальцами рук;
развитие способностей координированной работы рук и зрительного восприятия;
развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии;
развитие мелкой моторики рук и кинестетических ощущений в процессе предметнопрактических действий;
Воспитывающие:
расширение кругозора и уточнение представлений об окружающем мире
5
1.3
воспитание эстетических и волевых качеств (усидчивость, терпение);
воспитание культуры деятельности;
воспитание коммуникативных навыков и навыков сотрудничества.
Планируемые результаты
После прохождения курса обучения, обучающиеся будут знать:
о культуре декоративно-прикладного искусства;
новые понятия из разных областей жизни и творчества;
приемы фантазирования в различных видах деятельности;
уточняющие представления об окружающем мире.
После прохождения курса обучения, обучающиеся будут уметь:
пользоваться различными техниками декоративно-прикладного творчества;
работать с различными материалами;
координировать работу рук и зрительное восприятие;
оценивать свою и чужую деятельность;
аккуратно и терпеливо выполнять свою работу;
работать в команде единомышленников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
К личностным результатам относят:
значительное повышение уровня развития творческих способностей. Расширение и
обогащение художественного опыта;
формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка,
обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и
сверстниками;
умение управлять своими эмоциями;
дисциплинированность, внимательность в достижении поставленных целей;
развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.
развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных формах творческой
художественной деятельности;
усвоение нравственно-эстетических ценностей и стремление детей руководствоваться в
повседневной жизни;
Метапредметные результаты:
умение с помощью педагога выделять и формулировать цель деятельности в области
искусства;
умение находить новые нестандартные решения творческих задач;
способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с
художественными и нетрадиционными материалами;
способность к активному усвоению художественного опыта;
способность воспроизводить по памяти информацию, концентрировать внимание;
способность отстаивать своё мнение, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности;
способность контролировать и оценивать свои действия;
склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и
инструментами;
оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата)
6
детского творчества.
Предметные результаты освоения программы
индивидуальный «почерк» детской продукции;
нахождение выразительно-изобразительных средств для создания художественного
образа;
самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных
материалов и инструментов.
1.4
Содержание программы
Учебный план
№
п/п
1
2
3
Название раздела, темы
Раздел: Плоскостная аппликация
Объёмная аппликация
Раздел «Оригами»
Количество часов
(теория/практика)
16 (8/8)/
16 (8/8)
4 (2/2)
Формы аттестации/
контроля
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Учебный (тематический) план
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
16
Теория
8
Формы аттестации/
контроля
Практика
8
Выставка работ
1
Раздел: Плоскостная аппликация
1.1
«Лебедь» (из бумажных полос, с
элементами рисования)
«Бабочка» (из бумажных полос)
1
0,5
0,5
Творческое задание
1
0,5
0,5
Творческое задание
«Зайчик» (аппликация из кругов
разной величины)
«Кошечка» (аппликация из кругов
разной величины)
«Собачка» (аппликация из кругов
разной величины)
«Мухомор»
(аппликация
из
геометрических
фигур
разной
величины с использованием сухих
листьев)
«Паровоз»
(аппликация
из
геометрических
фигур
разной
величины)
«Вечерний город» (аппликация из
сухих листьев).
«Рыбки играют» (аппликация с
элементами рисования)
«Цветик-семицветик» (оригами из
бумажных полос)
«Кролик», «Утенок» (аппликации из
сердечек разной величины)
«Домик для собачки» (аппликация из
геометрических
фигур
разной
величины)
«Снеговик» (аппликация из кругов
1
0,5
0,5
Творческое задание
1
0,5
0,5,
Творческое задание
1
0,5
0,5
Творческое задание
1
0,5
0,5
Творческое задание
1
0,5
0,5
Творческое задание
1
0,5
0,5
Творческое задание
1
0,5
0,5
Творческое задание
1
0,5
0,5
Творческое задание
1
0,5
0,5
Творческое задание
1
0,5
0,5
Творческое задание
1
0,5
0,5
Творческое задание
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
7
разной величины)
1.14.
1.15.
1.16
2
«Елочка-красавица»
(поздравительная открытка)
«Волшебные снежинки» (оригами из
бумажных полос
«Пингвины» (аппликация, магнит на
холодильник)
Объёмная аппликация
0,5
0,5
Творческое задание
1
0,5
0,5
Творческое задание
1
0,5
0,5
Творческое задание
16
8
8
1
0,5
0,5
Творческое задание
1
0,5
0,5
Творческое задание
1
0,5
0,5
Творческое задание
1
0,5
0,5
Творческое задание
1
0,5
0,5
Творческое задание
Выставка работ
2.2.
«Совушка-сова»
(аппликация
природным материалом)
«Ангел» (аппликация из бересты)
2.3.
«Черепашка» (аппликация)
2.4
2.5.
«Валентинка»
(аппликация
сердечек разной величины)
Аппликация «Танк Т34»
2.6.
«Галстук для папы» (открытка)
1
0,5
0,5
Творческое задание
2.7.
«Подарок маме» (открытка)
1
0,5
0,5
Творческое задание
2.8.
1
0,5
0,5
Творческое задание
2.9.
«Нежные
подснежники»
(аппликация из ватных дисков)
«По морям, по волнам…» (открытка)
1
0,5
0,5
Творческое задание
2.10.
Пасхальная открытка
1
0,5
0,5
Творческое задание
2.11.
1
0,5
0,5
Творческое задание
1
0,5
0,5
Творческое задание
2.13.
«Ваза с цветами» (аппликация из
ватных дисков)
«Клоун»
(аппликация
с
использованием
бумажных
салфеток)
«Самолет»
1
0,5
0,5
Творческое задание
2.14.
«Ракета»
1
0,5
0,5
Творческое задание
2.15.
1
0,5
0,5
Творческое задание
2.16.
«Рыбки» (аппликация с элементами
квиллинга)
Фоторамка
1
0,5
0,5
Творческое задание
3
Раздел «Оригами»
4
2
2
3.1.
«Акула» (оригами)
1
0,5
0,5
Творческое задание
3.2.
«Ворона» (оригами)
1
0,5
0,5
Творческое задание
3.3.
«Рыбки» (оригами «гармошка»)
1
0,5
0,5
Творческое задание
3.4.
«Кобра» (оригами)
1
0,5
0,5
Творческое задание
Итого
36
18
18
2.1.
2.12.
с
1
из
Содержание учебного плана
Раздел № 1 «Плоскостная аппликация»
1.1. «Лебедь» (из бумажных полос, с элементами рисования)
Теория: Рассказ о животном, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
1.2. «Бабочка» (из бумажных полос)
Теория: Зачитываю стихотворение, показ иллюстраций.
8
Вставка работ
Практика: Выполнение аппликации.
1.3. «Зайчик» (аппликация из кругов разной величины)
Теория: Рассказ о животном, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
1.4. «Кошечка» (аппликация из кругов разной величины)
Теория: Рассказ о животном, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
1.5. «Собачка» (аппликация из кругов разной величины)
Теория: Рассказ о животном, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
1.6. «Мухомор» (аппликация из геометрических фигур разной величины с использованием
сухих листьев)
Теория: Рассказ о грибах, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
1.7. «Паровоз» (аппликация из геометрических фигур разной величины)
Теория: Рассказ о транспорте, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
1.8. «Вечерний город» (аппликация из сухих листьев).
Теория: Рассказ о транспорте, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
1.9. «Рыбки играют» (аппликация с элементами рисования)
Теория: Рассказ о рыбках, показ иллюстраций
Практика: Выполнение аппликации
1.10. «Цветик-семицветик» (оригами из бумажных полос)
Теория: Зачитываю стихотворение, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
1.11. «Кролик», «Утенок» (аппликации из сердечек разной величины)
Теория: Рассказ о животном, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
1.12. «Домик для собачки» (аппликация из геометрических фигур разной величины)
Теория: Зачитываю стихотворение, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
1.13. «Снеговик» (аппликация из кругов разной величины)
Теория: Зачитываю стихотворение, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
1.14. «Елочка-красавица» (поздравительная открытка)
Теория: Зачитываю стихотворение, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
1.15. «Волшебные снежинки» (оригами из бумажных полос)
9
Теория: Зачитываю стихотворение, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
1.16. «Пингвины» (аппликация, магнит на холодильник)
Теория: Рассказ о животном, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
Раздел № 2 «Объёмная аппликация»
2.1. «Совушка-сова» (аппликация с природным материалом)
Теория: Рассказ о животном, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
2.2. «Ангел» (аппликация из бересты)
Теория: Зачитываю стихотворение, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
2.3. «Черепашка» (аппликация)
Теория: Рассказ о животном, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
2.4. «Валентинка» (аппликация из сердечек разной величины)
Теория: Зачитываю стихотворение, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
2.5. Аппликация «Танк Т34»
Теория: Зачитываю стихотворение, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
2.6. «Галстук для папы» (открытка)
Теория: Зачитываю стихотворение, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
2.7. «Подарок маме» (открытка)
Теория: Зачитываю стихотворение, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
2.8. «Нежные подснежники» (аппликация из ватных дисков)
Теория: Зачитываю стихотворение, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
2.9. «По морям, по волнам…» (открытка)
Теория: Рассказ о транспорте, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
2.10. Пасхальная открытка
Теория: Зачитываю стихотворение, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
2.11. «Ваза с цветами» (аппликация из ватных дисков)
Теория: Зачитываю стихотворение, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
10
2.12. «Клоун» (аппликация с использованием бумажных салфеток)
Теория: Зачитываю стихотворение, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
2.13. «Самолет»
Теория: Рассказ о транспорте, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
2.14. «Ракета»
Теория: Рассказ о транспорте, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
2.15. «Рыбки» (аппликация с элементами квиллинга)
Теория: Зачитываю стихотворение, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
2.16. Фоторамка
Теория: Зачитываю стихотворение, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
Раздел № 3 «Оригами»
3.1. «Акула» (оригами)
Теория: Рассказ об животном, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
3.2. «Ворона» (оригами)
Теория: Рассказ об животном, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
3.3. «Рыбки» (оригами «гармошка»)
Теория: Рассказ об животном, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
3.4. «Кобра» (оригами)
Теория: Рассказ об животном, показ иллюстраций.
Практика: Выполнение аппликации.
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
2
Организационно педагогические условия
2.1
Календарный учебный график
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
11
36
36
1
36
17
19
02.09.2024
29.12.2024 – 08.01.2025
9.
Окончание учебного года
2.2
30.05.2025
Условия реализации программы
Занятия проводятся в кабинете. Помещение, в котором проводятся занятия, соответствует
требованиям, предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среде оборудована с
учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Для реализации программы
используется определенное оборудование. Количество игрушек и оборудования соответствует
числу детей, одновременно занимающихся в кабинете.
Реализация программы обеспечивается педагогом дополнительного образования.
Материально-техническое обеспечение:
Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф, персональный компьютер.
Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти,
дыроколы, зубочистки, двухсторонний скотч.
Материал: нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, цветные карандаши, цветные
фломастеры, маркеры, акриловые краски, акриловый лак, клей ПВА, клей-карандаш, цветная
фольга, бархатная бумага, гофрированная бумага, бросовый материал (тарелки, ложки, компактдиски, деревянные прищепки, яйца от киндер-сюрпризов, коробки от конфет), бисер, пайетки,
блестки, пластилин, природный материал (шишки, листья, веточки, камешки, ракушки, и др.),
пенопласт.
Наглядные пособия по темам, шаблоны, литература для обучающихся.
Информационное обеспечение:
Большой сборник презентаций, фото и видеоматериалов с использованием ИКТ
Кадровое обеспечение Требования к квалификации педагога.
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского
объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу
работы (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и
других служащих, утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н).
Методические материалы.
Общеразвивающая программа разработана с учетом основных принципов:
доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к
сложному», в соответствии с психологическими особенностями детей);
результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их
достижения).
Организация образовательного процесса предполагает создание для обучающихся такой
среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и
свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса,
отвечающие принципам развивающей педагогики.
Методы обучения:
Наглядный практический.
Объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, просмотр материалов с использованием
ИКТ, демонстрация и иллюстрация.
12
Репродуктивный метод: изготовление работ по образцу, алгоритму.
Диалогический: диалог между воспитанником и педагогом, который обеспечивает более
полное, точное, углубленное изучение материала, путём обсуждения, возникающих проблем при
разработке творческих проектов.
Игровой: занятие-путешествие, игра, соревнование.
Методы воспитания:
убеждение;
поощрение;
стимулирование;
мотивация.
Педагогические технологии:
технология группового обучения;
технология индивидуального обучения;
технология развивающего обучения;
технология проектной деятельности;
технология игровой деятельности;
технология коллективной творческой деятельности;
здоровьесберегающая технология.
Средства развития мелкой и общей моторики
Использование
Движения детей сочетаются с речью и способствуют переключению
физкультминуток на другой вид деятельности, повышению работоспособности,
снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память,
внимание).
Пальчиковые
В сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, способствуют
упражнения
освоению
детьми
элементов
самомассажа,
оказывают
оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшают
функции рецепторов проводящих путей.
Использование
Помогают ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают
графических
мыслительную деятельность, внимание, память ребёнка, приучают
упражнений
руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.
Структура занятия состоит из следующих этапов:
Организационный этап. Мотивация к деятельности и положительный настрой.
Этап постановки целей и задач занятия.
Этап изучения новых знаний (закрепление материала) и способов деятельности.
Этап деятельностный - творческая работа.
Физкультминутка.
Этап рефлексии.
Заключительный этап.
Обеспечение программы методическими видами продукции – папки с шаблонами и
наглядными материалами по разделам «Работа с бумагой и картоном», «Новогодняя мастерская»,
«Работа с бросовым материалом» наличие как наглядных работ педагога, так и фотоматериалов
предыдущих работ обучающихся.
Интернет ресурсы:
https: //pedportal.net
13
http: //www.maam.ru
https: //ru.pinterest.com
http: //stranamasterov.ru
http: //nsportal.ru
2.3
Формы аттестации и контроля (оценочные материалы)
Оценочные материалы
Наблюдение, диагностика, индивидуальные карты достижений.
Педагогическая диагностика Крулехт М.В.
Таблица №1
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Содержание деятельности
Количество детей, овладевших
содержанием деятельности
Начало года
Конец года
Умеет принять цель деятельности
Умеет планировать работу, понятно рассказывать об
основных этапах воплощения замысла
Организует рабочее место, выбирает материалы и
инструменты, убирает рабочее место
Использует разнообразный материал
Хорошо владеет ножницами
Применяет разные способы лепки
Знает разные техники в работе с бумагой
Умеет применять разнообразный изобразительный
материал, смешивать цвета, добиваясь нужного оттенка
Может экономно расходовать материалы
Бережно обращается с инструментами
Комбинирует в работе известные приёмы и технологии, а
также дополнительные материалы.
Использует ручные умения в повседневной жизни детского
сада и семьи (изготовление подарков, сувениров)
Проявляет индивидуальные творческие способности
Количество детей в группе
Таблица №2
Уровни
Начало года
Низкий – беспомощность во всех компонентах трудового процесса;
отказ от деятельности, результат не получен или репродуктивный
характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимость
прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.
5 баллов
Средний – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного
характера; качество результата высокое, но без элементов новизны или
близкий
перенос,
недостаточные
комбинаторные
умения
и
самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются
советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел
реализован частично.
10 баллов
14
Конец года
Высокий – дальний перенос, развитые комбинаторные умения,
использование
пооперационных
карт,
общественный
способ
конструирования; полная самостоятельность, освоение позиции
субъекта; результат высокого качества, оригинален или с элементами
новизны.
15 баллов
Количество детей в группе
Формы аттестации
К формам аттестации относятся текущая и итоговая аттестация, которая включает в себя
выставки, презентации детских работ, практическое занятие и др.
Текущая аттестация проводится в форме контрольного занятия или наблюдений, форма
фиксации – контрольный лист. Итоговая аттестация проводится в виде выставки, форма фиксации
– диплом или грамота.
Способами контроля над успешностью реализации программы, являются контрольные
занятия, на которых обучающиеся выполняют задания, согласно пройденным темам.
3
Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012
года №273-Ф3;
2. Федеральный закон РФ от 14.07.2022 №295-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р);
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Р.Ф. от 29 мая 2015 г.№ 996-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (далее - СанПиН);
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.12.2021 №2 «
Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
11. Устав МАДОУ №31;
12. Положение о платных дополнительных образовательных услугах в МАДОУ №31.
15
Литература, использованная при составлении программы
1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – Москва: Лист, 1998. – 144с.
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие.
Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия развития, Академия К˚, 1998. – 256с.
3. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны, 2007. – 80с.
4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. – Москва: ТЦ Сфера, 2000. – 80с.
5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников:
методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – Москва:
Просвещение, 2006. – 192с.
6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство Пресс, 2004 – 128с.
7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста:
Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2004 – 128с.
8. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. – Москва: издательство 8. Мозаика Синтез, 2007г.
9. Колль М.Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Москва: ООО
Попурри, 2005. – 256с.
10. Колль М.Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Москва: ООО Попурри, 2005. – 144с.
11. Коллективное
творчество
дошкольников:
конспекты
занятий./Под
ред.
Грибовской А.А.– Москва: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
12. Колль М.Э. Рисование красками. – Москва: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
10. Колль М.Э. Рисование. – М: ООО Издательство АСТ; Издательство Астрель, 2005. –
63с.
13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва: Карапуз –
Дидактика, 2006. – 108с.
14. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – Москва: ТЦ Сфера,
2010. – 128с.
15. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Пособие для
воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
16. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей
5-7 лет. – Москва, 2001.
17. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7
лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 64с.
18. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Литература для обучающихся (родителей)
1.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера»,
2010.
2. Богатова И. Оригами. Цветы. «Мартин», 2007.
3. Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008.
4. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий». – М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». // Т.С. Комарова – М., 2005.
6. Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». – М.:
«Издательство Гном и Д», 2007.
16