1
2
3
Оглавление
Комплекс основных характеристик программы ............................................................................... 3
1.1
Пояснительная записка ................................................................................................................ 3
1.2
Цели и задачи программы ........................................................................................................... 5
1.3
Планируемые результаты ............................................................................................................ 6
1.4
Содержание программы............................................................................................................... 6
Организационно педагогические условия ......................................................................................... 9
2.1
Календарный учебный график .................................................................................................... 9
2.2
Условия реализации программы ................................................................................................. 9
2.3
Формы аттестации и контроля (оценочные материалы) ........................................................ 11
Список литературы ............................................................................................................................ 12
2
1
Комплекс основных характеристик программы
1.1
Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная
Нормативно правовый основы разработки программы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(далее – СанПиН);
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
№ 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания";
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652Н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования
детей и взрослых";
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
12. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
13. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по 5 проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических
рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ";
15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
3
16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом»;
18. Устав МАДОУ №31;
19. ОП ДО МАДОУ №31.
Актуальность программы.
Актуальность проблемы полноценного развития ребёнка, начиная с дошкольного возраста,
подтверждается рядом фактов и положений. К ним можно отнести как общественные ожидания по
отношению к дошкольному образованию, содержание которых изменились в свете новой
государственной политики в демографической области, так и социальный и государственный
заказ. В Федеральной программе развития образования до 2020 года подчёркивается
необходимость создания в дошкольном образовании «условий для наиболее полного развития
способностей и интересов детей дошкольного возраста на основе индивидуального подхода».
Расширение сферы дополнительного образования, гибкость и многообразие форм предоставления
дополнительных образовательных услуг является одной из ключевых позиций обновления
дошкольного образования, обеспечивающей преемственность между всеми сферами социального
становления ребёнка. Разработка программы обусловлена социальным заказом на дополнительные
образовательные услуги заказчиков услуг (родителей дошкольников) в МАДОУ № 31. Исходя из
принципов личностно-ориентированного образования в программе содержание ориентировано не
на форсирование речевого развития, а прежде всего на создание благоприятной среды для
наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей и возможностей,
формирования его ценностных ориентиров.
Программа разработана в соответствии с социальнымзаказом и реализуется в социальногуманитарной направленности.
Отличительная особенность программы. Новизна.
Отличительной особенностью программы является: пошаговость и систематичность в
освоении и формировании значимых функций, следование от простых и доступных заданий к
более сложным, комплексным (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и
закреплять механизмы и стратегию реализации функции.
Данная программа адаптирована для детей дошкольного возраста и предполагает обучение
детей по слоговому чтению в игровой форме с использованием элементов методики
Цукановой С.П., Бетц Л.Л. (авторская программа «Учим ребенка говорить и читать»).
Программа способствует закреплению у детей уже полученных представлений об
окружающем мире, получению новых знаний о звуках, словах, предложениях.
Практическая значимость программы.
Развитие речи ребенка – эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с
детьми дошкольного возраста. Тенденция к снижению возрастных рамок начала подготовки к
обучению детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного
образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от
подготовки, интеллектуального развития ребенка. Расширение сферы дополнительного
образования, гибкость и многообразие форм предоставления дополнительных образовательных
услуг, в том числе, и по подготовке к обучению дошкольников грамоте, является одной из
ключевых позиций обновления дошкольного образования, обеспечивающей преемственность
между всеми сферами социального становления ребёнка, возможность обращения к
индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка.
4
Адресат программы. – воспитанники МАДОУ №31 в возрасте от 5 до 7 лет (старшая и
подготовительная группы).
Численность одной группы составляет от 8 до 12 детей.
Группы формируются в соответствии с возрастом обучающихся (группа 5-6 лет и группа 67 лет). Допустимо разделение группы одного возраста в соответствии с посещаемой группой
МАДОУ№31 при наличии более 16 детей в группе одного возраста.
Дошкольный возраст – это сензитивный период развития речи. К 5 годам впроцессе
формирования языковых обобщений и элементарного осознанияявлений языка и речи у детей
развивается интерес к родному языку, чтообеспечивает творческий характер речи, определяет
уровень
еёсаморазвития.
Процесс
речевого
развития
дошкольников
главным
образомосуществляется в образных формах познания при активном взаимодействии
сокружающим миром на основе чувственного восприятия. Ребёнок учитсяправильному
произношению и адекватному пониманию обращённой к немуречи, значительно увеличивается
его словарный запас, он овладевает вернымупотреблением грамматических конструкций родного
языка. Из ситуативнойречь перерастает в конкретную, связную, а затем в
объяснительную.Дошкольник овладевает обобщениями различного уровня, содержащимися в
речи, понимает причинно-следственные связи, содержащиеся впредложении, в тексте. Овладение
родным языком, развитие речи являетсяодним из самых важных приобретений ребёнка в
дошкольном возрасте ирассматривается в современном дошкольном воспитании как основа
образования дошкольников.
Уровень освоения программы
Объем программы
Срок освоения программы
Особенности
организации
образовательного процесса
Режим занятий
Формы обучения
Виды занятий
Формы подведения итогов
реализации
общеразвивающей
программы
стартовый
36 часов (за весь период обучения)
1год.
традиционная модель.
Продолжительность одного академического часа – 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
- очная, групповая, индивидуально-групповая.
Игра;
Путешествие;
Спектакль;
встреча со сказочным героем;
соревнование;
конкурс и т.п.
Дидактическая игра;
Беседа;
Открытое занятие.
Изучение материала проходит поэтапно по двум разделам:
1. Обучение осознанному чтению;
2. Развитие речи;
формирование словаря;
звуковая культура речи;
формирование грамматического строя речи;
подготовка к обучению грамоте;
1.2
Цели и задачи программы
Цель общеразвивающей программы– практическое овладение детьми слоговым и слитным
5
способами чтения, сформированность первоначальных навыков письма.
Задачи общеразвивающей программы:
Обучающие:
познакомить детей со всеми звуками и буквами русского языка;
обучить детей звукобуквенному анализу слов;
формировать у детей навыки плавного слогового чтения с постепенным переходом к
чтению целыми словами, предложениями;
научить детей ориентироваться на листе бумаги, соблюдать строку, размер, интервал
при графическом изображении букв, печатать слова и короткие предложения;
познакомить детей с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов
в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных,
точка в конце предложения).
Развивающие:
развивать у детей фонематическое восприятие и фонематический слух, внимание,
мышление, память.
Воспитывающие:
воспитывать у детей интерес к чтению и письму;
прививать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
1.3
Планируемые результаты
Метапредметные результаты.
Дети свободно ориентируются на листе бумаги, соблюдают строку, размер, интервал
при графическом изображении букв, печатают слова и короткие предложения.
Дети знают некоторые правила правописания (раздельное написание слов в
предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных,
точка в конце предложения).
Предметные результаты.
Дети знают звуки и буквы русского языка, умеют выполнять звукобуквенный анализ
слов.
У детей сформированы навыки плавного слогового чтения с постепенным переходом к
чтению целыми словами, предложениями.
Личностные результаты.
Дети знают и понимают роль языка и речи в жизни людей. Проявляют интерес к
чтению и письму, к учебной деятельности; желание учиться в школе.
1.4
Содержание программы
Содержание Программы включает два периода: подготовительный и основной.
Задачи подготовительного периода обучения– формирование у детей общей ориентировки
в звуковой системе языка, подготовка к анализу слов. Процесс становления звуковой стороны
языка проходит несколько этапов. Восприятие звуков у детей с нормальным речевым развитием
формируется достаточно рано и в определенной последовательности.Признаком фонематического
недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков,
обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетикофонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков,
отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Задачи основного периода: обучение детей анализу и синтезу предложений разной
6
конструкции, знакомство со всеми буквами русского алфавита, усвоение некоторых правил
орфографии, выкладывание слов и предложений из букв разрезной азбуки с применением правил
орфографии, овладение послоговым и слитным способами чтения, графомоторными навыками.
Характерные особенности основного периода обучения:
обучение слитному, без перебора букв, чтению простейших прямых слогов СА (С согласный, А - гласный);
применение различных форм наглядности, игровых приемов, упражнений;
осуществление переходов от послогового чтения к слитному;
акцентирование внимания на понимании детьми читаемых слов, предложений, текстов;
овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение,
классификация);
овладение навыками речевого общения;
развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Учебный(тематический)план
№
п/п
Название раздела, темы
1.
1.1
1.2
Звуки и буквы русского языка.
Неречевые и речевые звуки.
Гласные и согласные звуки. Буквы
русского языка.
Звуки А, У, И. Буквы А, У, И.
Звук М, буква М. Звук О, буква О.
Звук Х, Хь, буква Х. Звук Ы, буква Ы.
Звук Н, Нь, буква Н.
Звук С, Сь, буква С. Звук П, Пь, буква П.
Звук К, Кь, буква К. Звук Т, Ть, буква Т.
Звук Р, Рь, буква Р. Звук Л, Ль, буква Л.
Звук Ш, буква Ш. Звук З, Зь, буква З.
Звук Ж, буква Ж.
Звук Б, Бь, буква Б. Звук В, Вь, буква В.
Звук Г, Гь, буква Г. Звук Д, Дь, буква Д.
Звук Э, буква Э. Звук Е, буква Е. Мягкий
согласный Й.
Звук Ц, буква Ц. Звук Ф, Фь, буква Ф.
Звук и буква Ч, Щ.
Буквы Я, Ё, Ю.
Мягкий знак (Ь). Твердый знак (Ъ).
«Путешествие с азбукой»
Всего
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Количество часов
Формы контроля
Всего Теория Практика
2
1
1
--1
1
--1
1
Устный опрос
3
2
3
1
1
1
2
1
2
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
2
4
1
1
1
3
3
1
2
4
1
3
3
1
2
Устный опрос
Игра «Отгадай и
допиши буквы».
Игра «Потерялась
буква».
Игра «Какая буква
пропущена?».
Устный опрос
4
1
3
3
2
1
36
1
1
12
2
1
1
24
Игра «Отгадай и
допиши буквы».
Устный опрос
Устный опрос
Открытое занятие
Содержание учебного плана
1. Звуки и буквы русского языка.
1.1. Неречевые и речевые звуки. Теория. Понятия «неречевые» и «речевые» звуки.
Практика. Прослушивание и произнесение речевых и неречевых звуков. Определение источника и
направление звука. Отработка четкого произношения звуков в звукоподражаниях, рядах слогов,
изменяя интонацию, силу и тембр голоса.
1.2. Гласные и согласные звуки. Буквы русского языка. Теория. Понятия «звук» и «буква».
Гласные и согласные звуки, их отличия и назначение.
Практика. Упражнения на умение
различать на слух гласные и согласные звуки. Упражнения на развитие речевого дыхания («Вдохвыдох», «Ветер дует», «Насос», «Надуй шарик»).
7
2. Звуки А, У, И. Буквы А, У, И. Теория. Гласные звуки. Знакомство с буквами А, У, И.
Практика. Четкое произношение звуков А, У, И кратко - длительно, тихо - громко. Определение
звуков А, У, И в ряду других гласных звуков. Подбор слов со звуками А, У, И. Печатание: а)
буквы А, У, И; б) слоги: АУ, УА, АУИ, ИУА, УИА, ИА. Чтение слогов.
3. Звук М, буква М. Звук О, буква О. Теория. Знакомство с буквами М, О. Практика.
Произношение согласных звуков (твёрдые, мягкие, звонкие, глухие). Четкое произношение звука
О кратко - длительно, тихо – громко. Подбор слов со звуками М, О. Печатание: а) буквы М, О; б)
слоги: АМ, УМ, ИМ, МИ, ОМ, УМ, АМ, МО, МУ, МА; в) слова: МА-МА. Звукобуквенный анализ
слогов. Чтение слогов.
4. Звук Х, Хь, буква Х. Звук Ы, буква Ы. Звук Н, Нь, буква Н. Теория. Знакомство с
буквами и звуками Х, Ы, Н. Согласные звуки: твердые и мягкие. Понятие «единственное и
множественное число». Практика. Нахождение места звука в слове, подбор слов с заданным
звуком. Звуковой анализ слов: МАХ, МОХ, Деление слов на слоги (1,2,3 слога). Образование
множественного числа существительных. Печатание: а) буквы: Х, Ы, Н; 2) слоги: АХ, ОХ, УХ,
ИХ, ХА, ХО, АН, НА, УН, НУ, ИН, ЫМ, ЫХ, МЫ, ХЫ; в) слова: МАХ, МОХ, УХО, МУХА,
НИНА. Чтение слов и слогов.
5. Звук С, Сь, буква С. Звук П, Пь, буква П. Теория. Знакомство с буквами С, П. Понятие
«предложение». Знакомство детей с некоторыми правилами правописания (раздельное написание
слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах
собственных, точка в конце предложения). Практика. Выделение начального согласного звука в
словах. Звуковой анализ слов (СУП, ПУХ, ПАПА, ПУМА, ПИОН). Чтение слоговых таблиц.
Определение звука в слове. Упражнения с разрезной азбукой. Составление предложений. Чтение
предложений.
6. Звук К, Кь, буква К. Звук Т, Ть, буква Т. Звук Р, Рь, буква Р. Звук Л, Ль, буква Л. Теория.
Знакомство с буквами К, Т, Р, Л. Согласные звуки (звонкие-глухие; твёрдые-мягкие). Практика.
Определение места звука в слове. Выделение заданного звука из слов. Звукобуквенный анализ
слов: КОТ, КИТ. Игра «Живые звуки». Деление слов на слоги. Чтение слогов, слов, предложений.
Скороговорки со звуком «Р». Печатание слов с буквами К, Т, Р, Л. Игра «Отгадай и допиши
буквы».
7. Звук Ш, буква Ш. Звук З, Зь, буква З. Звук Ж, буква Ж. Теория. Знакомство с буквами Ш,
З, Ж. Шипящие и свистящие звуки. Словапредметы, слова-действия. Практика. Развитие
слухового внимания в игре «Запомни, повтори». Определение места звука в словах. Звуковой
анализ слов. Игра «Наоборот» (замена «с» на «ш»). Предлоги С, ЗА. Игра «Закончи слово».
Печатание слов. Чтение слогов, слов со слогом -ши-. Скороговорки. Изменение глагола по
времени. Игра «Потерялась буква». Подбор слов: слова-предметы, словадействия. Игра «Собери
предложение».
8. Звук Б, Бь, буква Б. Звук В, Вь, буква В. Звук Г, Гь, буква Г. Звук Д, Дь, буква Д. Теория.
Знакомство с буквами Б, В, Г, Д. Звонкие согласные. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Множественное число. Практика. Развитие фонематического слуха в играх «Запомни и повтори»,
«Наоборот». Определение количества и последовательности звуков в словах и слогах. Звуковой
анализ слов: БИМ, БОМ, БАНТ, БИНТ. Игра «Буквы сломались». Игра «Какая буква
пропущена?». Составление слов с
уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образование
существительных в множественном числе. Чтение слоговой таблицы. Кроссворд. Чтение
небольшого рассказа. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Печатание слов с
буквами Б, В, Г, Д.
8
9. Звук Э, буква Э. Звук Е, буква Е. Мягкий согласный Й. Теория. Знакомство с буквами Э,
Е. Сложные гласные буквы. Словапризнаки. Слова – приказы. Практика. Подбор слов с заданным
звуком. Определение места звука в слове. Составление слов из слогов. Подбор предметов к
действию. Изменение слов по образцу. Чтение слов, предложений. Печатание слов.
10. Звук Ц, буква Ц. Звук Ф, Фь, буква Ф. Звук и буква Ч, Щ. Теория. Знакомство с буквами
Ц, Ф, Ч, Щ. Существительные мужского и женского рода. Родственные слова. Практика. Звуковой
анализ слов. Определение рода существительных. Образование отчеств от имен. Подбор
родственных слов к заданным словам. Изменение действий по образцу. Образование названия
людей по профессии. Чтение слоговых рядов. Чтение рассказа, составление вопросов, пересказ.
Работа над предложением. Чистоговорки, скороговорки. Игра «Отгадай и допиши буквы».
Графический диктант. Печатание слов.
11 Буквы Я, Ё, Ю. Теория. Знакомство с буквами Я, Ё, Ю. Практика. Звукобуквенный
анализ слов. Чистоговорки. Составление и печатание предложений со словами: моя, мой, моё.
Изменение предложений по образцу. Изменение слов по смыслу. Чтение рассказа и пересказ.
12. Мягкий знак (Ь). Твердый знак (Ъ). Теория. Твердые и мягкие согласные. Единственное
и множественное число существительных. Практика. Изменение слов по образцу. Изменение
существительных (единственное и множественное число). Существительные родительного
падежа. Составление схемы предложения и предложения по заданной схеме. Чтение и пересказ
небольшого рассказа.
13. «Путешествие с азбукой» Теория. Понятие «алфавит». Практика. Отгадывание ребусов
и кроссвордов, составление загадок, чтение коротких текстов. Печатание слов. Графический
диктант.
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
2
Организационно педагогические условия
2.1
Календарный учебный график
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года
2.2
36
36
1
36
17
19
02.09.2024
29.12.2024 – 08.01.2025
30.05.2025
Условия реализации программы
Материально-технические
Занятия проводятся в групповом помещении. Перед каждым занятием групповое
помещение проветривается, проводится влажная уборка.
В помещении, выделенном для реализации дополнительной общеразвивающей программы
дошкольного образования, создана современная развивающая предметно – пространственная
среда, которая отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта
9
дошкольного
образования,
является
доступной,
многофункциональной, трансформируемой, вариативной.
Тип оборудования
Оборудование и
материалы
Технические
средства
Пособия
безопасной,
Наименование
Стол 2-х местный
Стул детский
Магнитная доска
Мольберт магнитный
Карандаш простой
Тетрадь в клетку 12 листов
Магниты
Касса букв
С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. Альбом для индивидуальной работы
С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать» 1 период
обучения.
С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. Альбом для индивидуальной работы
С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать». 2 период
обучения.
С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. Альбом для индивидуальной работы
С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Формируем навыки чтения».
Раздаточные таблицы
Персональный компьютер
Мультимедиа-проектор
Демонстрационный экран
ТV и DVD
Многофункциональное устройство
Аудиоколонка
Серия наглядно-дидактических пособий «Грамматика в
картинках» (Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010г.):
- «Антонимы глаголы»;
- «Антонимы прилагательные»;
- «Говори правильно»;
- «Многозначные слова»;
- «Множественное число»;
- «Один-много»;
- «Словообразование»;
- «Ударение».
Наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам»
Лето
Весна
Зима
Осень
Тематический словарь в картинках «Азбука действий»
«Домашние и дикие животные»
«Спорт»
Расскажите детям о насекомых
Азбука в картинках
Т.Б.Филичёва Развитие речи дошкольника.
Методическое пособие с иллюстрациями
Набор букв
Набор цифр
содержательной,
Количество
6
12
1
1
12
12
10
12
12
12
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кадровое обеспечение
Требования к квалификации педагога.
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского
10
объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу
работы (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и
других служащих, утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н).
Методическое обеспечение
Общеразвивающая программа разработана с учетом основных принципов:
доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к
сложному», в соответствии с психологическими особенностями детей);
результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их
достижения).
Программа включает следующие разделы: знакомство со всеми звуками и буквами
русского языка, развитие звукобуквенного анализа слов, обучение чтению, формирование
первоначальных навыков письма. В основе обучения грамоте в соответствии с данной
программой лежит звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми
навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научить ребенка читать, его приводят к пониманию
того, что речь рождается из слова. Дошкольник усваивает звуко-слоговое строение слов русской
речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на
предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слогов – на звуки и, наоборот,
объединение звуков в слоги, слогов – в слова, слов в предложения. Примерная последовательность
ознакомления детей со звуками и буквами: А, У, И, М, О, Х, Ы, Н, С, П, К, Т, Р, Л, Ш, З, Ж, Б, В,
Д, Г, Э, Е, Й, Ц, Ф, Ч, Щ, Я, Ё, Ю, Ь, Ъ.
Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям
дошкольника. Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку,
пробуждает положительные эмоции. Все занятия проводятся в игровой форме.
Для успешной реализации программы используются следующие методы работы:
словесные (беседа, рассказ, объяснение);
наглядные (показ, иллюстрации);
практические (упражнения и игры, работа со слоговыми таблицами).
Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и
упражнениях с использованием наглядного материала. Особое внимание уделяется игровым
приемам, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным
компонентом обучения и развития. Словесные игры включаются в каждое занятие, и их введение
дается с учетом постепенного усложнения содержания в зависимости от программных задач.
2.3
Формы аттестации и контроля (оценочные материалы)
Формы текущего контроля:
Определение результативности занятий по Программе обеспечивается проведением 2 раза в
год (сентябрь, май) по каждому разделу педагогической диагностики, разработанной на основе
методики Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Основной метод оценки – наблюдение.
Показатели
Уровень
1. Оценка развития фонетико-фонематической стороны речи детей.
Цель - выявить у детей уровень звукопроизношения и звуконаполняемости слов; умение
выделять заданный звук в слове, делить слова на слоги и членить простые предложения на слова,
определять их последовательность.
• выделение звука из Фонетическая сторона речи.
ряда других звуков, в 3 балла– правильно произносит все звуки речи, следит за
слогах, в словах;
звукопроизношением в самостоятельной речи, соблюдает звуко11
• подбор картинок на
заданный звук;
• самостоятельное
придумывание слов с
заданным звуком;
• деление слов на слоги;
• членение
простых
предложений на слова с
указанием
их
последовательности.
слоговую структуру слова.
2 балла– нарушено произношение некоторых звуков, не всегда
дифференцирует звуки, близкие по артикуляционным и
акустическим признакам, ослаблен контроль за правильным
звукопроизношением в самостоятельной речи; нарушена звукослоговая структура сложных слов.
1 балл– нарушено произношение нескольких групп звуков, не
дифференцирует звуки, близкие по артикуляционным и
акустическим
признакам,
не
контролирует
правильное
звукопроизношением в самостоятельной речи; нарушена звукослоговая структура простых слов.
0 баллов–
нарушено
произношение
всех
групп
звуков,
множественные замены, невнятность речи, звукоподражательные
слова и звукокомплексы.
Уровень фонематического восприятия, языкового анализа и
синтеза.
3 балла– правильно дифференцирует и выделяет заданные звуки в
словах, самостоятельно придумывает слова с этими звуками; делит
слова на слоги, членит простые предложения на слова с указанием их
последовательности.
2 балла– ребенок справляется с заданиями с помощью педагога,
допущенные ошибки исправляет самостоятельно.
1 балл– ребенок допускает множество ошибок, постоянно требуется
стимулирующая помощь педагога.
0 баллов - выполнение задания недоступно ребенку.
2. Обучение чтению.
Цель – определить уровень овладения детьми процессом послогового и слитного чтения.
• знакомство с буквами;
Для определения уровня овладения чтением
• чтение прямых и обратных слогов;
ребенку предлагается прочитать предложение из
• выкладывание слов из букв разрезной 3 – 4 слов.
азбуки;
Оценка результатов:
• преобразование слов;
3 балла– ребенок бегло читает целыми словами.
• подбор слов к буквенным схемам (усвоение 2 балла– ребенок читает по слогам.
графо-фонемных соответствий);
1 балл – ребенок читает по буквам.
• чтение слов, предложений, текстов.
0 баллов – ребенок не читает.
3
Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года
№273-Ф3;
2. Федеральный закон РФ от 14.07.2022 №295-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р);
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение
Правительства Р.Ф. от 29 мая 2015 г.№ 996-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН);
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.12.2021 №2 « Об
утверждении санитарных праил и норм Сан ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
12
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года»;
11. Устав МАДОУ №31
12. Положение о платных дополнительных образовательных услугах в МАДОУ №31.
Литература, использованная при составлении программы
1. Айриян Л.М. Дополнительная образовательная программа «Скоро в школу»,2010г.
2. БережинскаяВ.К. Программа развития речи, подготовки к обучению чтению и письму.
– Екатеринбург, 2000.
3. Ванюхина Г.А. Речецветик (часть 1, 2, 3, 4) – Екатеринбург:Сократ, 2000.
4. Волина В.В. Учимся играя – М.: Новая школа, 1994.
5. Выготская И. Звукоград, Буквоград – М.: Линка-Пресс, 1999.
6. Дурова Н.В. Читаем сами – М.:Школа-Пресс, 1998.
7. Дурова Н.В. От слова к звуку – М.:Школа-Пресс, 1998.
8. Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2010
9. Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 2-5 лет: Учебное пособие.
- М.: Махаон, 2009.
10. Золотарева О.Н.Дополнительная образовательная программа по обучению грамоте
"АБВГДЕЙКА" Идентификатор: 241-316-709, 2011г.
11. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по
развитию речи детей 3 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
12. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. —СПб.:
Лань, 2013.
14. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4 -7 лет: сборник
упражнений. – М.: ТЦ Сфера,2005.
15. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи – М.: Айрис-дидактика,
2006.
Интернет источники:
1. http://festival.1september.ru
2. http://games-for-kids.ru
3. http://games-for-kids.ru
4. http://hghltd.yandex.net
5. http://nsportal.ru
6. http://tmndetsady.ru
7. http://vosolok2008.narod.ru
8. http://vot-project.narod.ru
9. http://www.den-za-dnem.ru
10. http://www.rastem.ru
11. http://www.school44.ru
Литература для обучающихся и их родителей
1. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. Альбом для индивидуальной работы С.П. Цуканова,
13
Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать». 1 период обучения. Издательство ГНОМ и Д, 2010 г.
2. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. Альбом для индивидуальной работы С.П. Цуканова,
Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать». 2 период обучения. Издательство ГНОМ и Д, 2010 г.
3. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. Альбом для индивидуальной работы С.П. Цуканова,
Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать». 3 период обучения. Издательство ГНОМ и Д, 2010 г.
4. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны
речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I период
обучения/С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.
5. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны
речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. II период
обучения/С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.
6. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны
речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. III период
обучения/С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010.
14