Оглавление
1
2
3
Комплекс основных характеристик программы ............................................................................... 3
1.1
Пояснительная записка ................................................................................................................ 3
1.2
Цели и задачи программы ........................................................................................................... 8
1.3
Планируемые результаты ............................................................................................................ 9
1.4
Содержание программы............................................................................................................. 10
Организационно педагогические условия ....................................................................................... 14
2.1
Календарный учебный график .................................................................................................. 14
2.2
Условия реализации программы ............................................................................................... 14
2.3
Формы аттестации и контроля (оценочные материалы) ........................................................ 18
Список литературы ............................................................................................................................ 19
2
1
Комплекс основных характеристик программы
1.1
Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная
Нормативно правовый основы разработки программы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(далее – СанПиН);
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
№ 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания";
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652Н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования
детей и взрослых";
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
12. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
13. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по 5 проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических
рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ";
15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
3
16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом»;
18. Устав МАДОУ №31;
19. ОП ДО МАДОУ №31.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких
мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования
должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые
позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы,
полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой
проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из
распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте
словесно – логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения
логическими отношениями принадлежит существенная роль. Словесно – логическое мышление
является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и
сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой
активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных
признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А. Венгера «Для пятилетних
детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы
постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и
отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире... Всё это принесёт пользу умственному
развитию ребёнка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных
способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения,
которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей...».
Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить
фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И
важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать
в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет решать задачи,
выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В данной Программе показано,
как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно
устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с
дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их
успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и
упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с
дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и
упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь
желаемого обучающего и развивающего результата.
Интеллектуальное развитие детей направленно на развитие умственных способностей
ребенка в процессе различных дошкольных видов деятельности, в основном – в увлекательной
игровой. О детях можно говорить много самых замечательных слов. Они как первооткрыватели,
идут, открытой для них дорогой знаний, в поисках сокровища, известного только им. А выбрать
правильный путь смогут лишь те, у кого пытливый ум, чистая душа, благодатные помыслы, те, кто
стремится шагать в ногу со временем. Ключевой формой работы с детьми по Программе является
использование различных развивающих игр, которые способствуют развитию всех психических
4
процессов и качеств, необходимых будущему успешному школьнику. Одна из важных задач
воспитания маленького ребенка – развитие его умственных способностей, формирование таких
мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Развитие начал
логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке
ребенка к поступлению в школу и последующему обучению. Ребенок с достаточно высоким
уровнем развития логического мышления не будет испытывать затруднения в ходе освоения более
абстрактного учебного содержания, более успешно устанавливает связи, зависимости,
закономерности, не просто запоминает, а понимает содержание, что позволит ему более успешно
осваивать учебный материал.
У детей шести лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и
слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько
совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является
фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные
эталоны, задача педагогов – передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в
дальнейшем.
Отличительная особенность
Идея разработки данной Программы возникла из анализа существующих программ,
методической литературы по дошкольному образованию, а также, из личного опыта педагога.
Новизна данной программы в том, что она реализуется с помощью технологии развивающих игр, в
совокупности с различными играми логико-математической направленности. Отличительной
особенностью Программы является то, что на занятиях используется материал, вызывающий
особый интерес у детей дошкольного возраста, в Программе используются несколько методик
развивающих игр таких как: Игры В. Воскобовича, блоки Дьенеша, игры Никитина, палочки
Кюизенера, соты Д. Кайе. Играя, можно многому научиться: считать, решать задачи, выдвигать
различные предположения, направленные на нахождение новых нестандартных способов решения
той или иной проблемной ситуации.
Принципы при построении Программы:
развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить,
видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и
логического начал;
формирование представлений (математических, об окружающем мире), речевых
умений;
развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам
окружающей действительности.
Адресат программы – воспитанники МАДОУ №31 в возрасте 6 – 7 лет.
Численность одной группы составляет от 8 до 12 детей.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
С шести лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению.
Интеллектуальное развитие ребенка пяти – шести лет определяется комплексом познавательных
процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого
возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим
вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой
отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
Важнейшими характеристиками внимания являются:
устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению
концентрации;
переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и
5
переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания
возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных
объектов.
Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса),
мыслительных и волевых процессов. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате
упражнений. Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К шести
годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные
геометрические фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует
многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть
направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону". Более трудным для
ребенка является восприятие времени – ориентация во времени суток, в оценке разных
промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить
себе длительность какого-либо дела.
На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается
у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления
– словесно-логическое. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у
ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление
причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки,
картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на
группы по существенному признаку и т. д.
У ребенка седьмого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной
на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Уже в этом
возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память,
у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая.
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в
процессе которой развивается воображение. Именно воображение дает возможность ребенку
представить себя во время игры летчиком, моряком, шофером и т. д. По общему мнению детских
психологов, на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению. Большинство детей
этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой. Нормально развивающийся
ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться
иголкой, разными природными материалами и т.д.
Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и
обобщать результаты своей деятельности. Логические приемы умственных действий – сравнение,
обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование
– в литературе также называют логическими приемами мышления. Развивать логическое
мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.
Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по
выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки
и т. д.
Анализ – выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение
группы объектов по определенному признаку.
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В
психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы
(анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ). Психологически способность к
синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. То есть, если ребенок знает,
как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные
части. Именно поэтому столь серьезное значение уделяется в дошкольном возрасте деятельности,
активно формирующей синтез, - конструированию. Сначала это деятельность по образцу, то есть
выполнение заданий по типу "делай как я". На первых порах ребенок учится воспроизводить
объект, повторяя за взрослым весь процесс конструирования; затем - повторяя процесс построения
по памяти, и, наконец, переходит к третьему этапу: самостоятельно восстанавливает способ
построения уже готового объекта. Четвертый этап заданий такого рода – творческий. Задания
6
даются без образца, ребенок работает по представлению, но должен придерживаться заданных
параметров: гараж именно для этой машины. Для конструирования используются любые мозаики,
конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка
желание возиться с ними.
Сравнение – логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и
различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Показателем
сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в
деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать
объекты.
Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку, который
называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному
основанию, либо с заданием поиска самого. Следует учитывать, что при классификационном
разделении множества полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение
всех подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен
входить только в одно множество и при правильно определенном основании для классификации
ни один предмет не останется вне определенных данным основанием групп.
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
по размеру (в одну группу большие мячи, в другую – маленькие, в одну коробку
длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);
по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);
по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту –
кирпичики и т. д.);
по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто
летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что
растет в огороде и что в лесу и т. д.
Обобщение – это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса
сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего
признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является
результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например, классификации: эти все –
большие, эти все – маленькие; эти все – красные, эти все – синие; эти все – летают, эти все –
бегают и др.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие
математических способностей дошкольника.
Образовательная деятельность в
Уровень освоения программы
стартовый
Объем программы
72 часов (за весь период обучения)
Срок освоения программы
1 год.
Особенности
организации
традиционная модель. В основном занятия по программе
образовательного процесса
проходят в виде учебных занятий, которые состоят из
теоретической и практической работы.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 час.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Формы обучения
очная;
групповая;
индивидуальная.
Виды занятий
учебные занятия, которые состоят из теоретической и
практической работы.
Кроме того, для активизации образовательной деятельности
7
используются следующие виды занятий:
открытое занятие,
творческое занятие,
занятие путешествие,
занятие игра,
словесные объяснения,
демонстрация схем и видеоматериалов,
контрольное занятие,
теоретическое (беседа, лекция),
комбинированное (сочетание теории и практики),
соревнование,
турнир,
фестиваль.
Формы
подведения
итогов
открытое занятие;
реализации
общеразвивающей
участие в олимпиаде для дошкольников;
программы
педагогический мониторинг в начале года (сентябрь) и в конце
года (май).
1.2
Цели и задачи программы
Цель программы:
Цель программы: формирование приемов умственной деятельности, творческого и
вариативного мышления в соответствии с индивидуальными способностями и качествами
личности через развивающие игры.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять знания и представления об окружающем мире.
2. Обогащать словарный запас и увеличивать за счёт качественного совершенствования.
3. Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных
интересов, радость творчества.
4. Формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация, аналогия).
5. Формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать
свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять
результат своих действий и т.д.).
6. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
7. Выработать умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать
правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
8. Сформировать графомоторные навыки.
9. Познакомить с тетрадью, научить навыкам работы в ней с целью подготовки руки
ребенка к письму.
10. Формировать индивидуальные творческие способности личности.
Развивающие:
1. Способствовать развитию логического мышления ребёнка;
2. Развивать познавательные способности и мыслительные операции у дошкольников;
3. Развивать память и внимание;
4. Развивать речь, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие
умозаключения;
5. Развивать вариативное и образное мышление, фантазию, воображение, творческие
способности;
8
6. Развивать любознательность, самостоятельность, инициативность;
7. Научить планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с
заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес, и заинтересованность к процессу обучения в
целом;
2. Воспитать коммуникабельность, чувства сотрудничества и взаимовыручки;
3. Привить детям навыки самостоятельности и самоорганизации;
4. Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения
друг к другу.
5. Воспитывать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
6. Формировать умение целенаправленно владеть волевыми усилиями.
1.3
Планируемые результаты
Метапредметные:
1. сформирован навык публичного выступления;
2. сформирован навык самостоятельного поиска информации для решения поставленных
задач;
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
сформированы организаторские навыки;
сформирован навык правильной формулировки и постановки вопросов и ответов;
сформирован навык планирования своей работы и поиска способов ее выполнения;
освоены элементы логического мышления;
освоены базовые аспекты эвристических методов познавательной деятельности;
выработает способность к рефлексии и самооценке;
освоит ключевые коммуникативные компетенции.
Личностные:
1. развито логическое, дивергентное и конвергентное мышление;
2. имеет способность к саморазвитию, познанию и стремление к творческому росту;
3. имеет логическое и пространственное мышление, память, внимание, воображение;
4. имеет
положительные
личностные
качества:
трудолюбие,
усидчивость,
целеустремленность, внимательность и доброжелательность;
5. имеет активную жизненную позицию;
6. проявляет устойчивую мотивацию к занятиям;
7. умеет соотносить теоретические знания и практические действия;
8. умеет адекватно оценивать результаты деятельности.
Предметные:
1. обучающийся ознакомлен с различными формами и видами интеллектуальных
упражнений и их правил;
2. сформирован навык решения интеллектуальных задач и выполнения различных
упражнений на развитие логического, вариативного мышления, внимания и памяти;
3. сформирован навык использования логической аргументации в решении задач;
4. умеет использовать общие умственные действия (анализ, синтез, сравнение,
установление причинно-следственных связей, абстрагирование, обобщение, классификацию),
5. Узнает математической терминологию;
6. Освоит написание в ограниченном пространстве разнообразных линии, элементы букв,
буквы, цифры.
9
1.4
Содержание программы
Учебно-тематический план
№
Наименование раздела, темы
1.
«Сказочные лабиринты игры
В. Воскобовича»
Блоки Дьенеша
Палочки Кюизенера
Игры Никитина
Педагогический мониторинг
2.
3.
4.
5.
Итого по Программе
Количество часов
всего теория практика
20
4
16
20
20
12
4
4
3
16
16
9
72
15
57
Формы
аттестации/контроля
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
(начало года и конец года)
Содержание учебно-тематического плана
Тема 1.
«Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича»
Вводное занятие.
Теория: Знакомство с «Двухцветным квадратом Воскобовича» показ складывания фигур
домик, конфета, летучая мышь, знакомство с «Геоконтом» (рассказывание сказки).
Практика: Складывания фигур «Двухцветный квадрат Воскобовича», дидактическая игра
«Геометрические фигуры». Диагностическое задания. Опрос «Какие я знаю геометрические
фигуры».
Тема 2.
«Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича»
Теория: Знакомство с «Двухцветным квадратом В. Воскобовича» показ складывания фигур
конверт, семафор, мышка.
Практика: Решение задач на сложение. Складывания фигур «Двухцветный квадрат
В. Воскобовича» конверт, семафор, мышка, продолжение работы с «Геоконтом». а) Выкладывание
разного вида треугольников.
Тема 3.
«Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича»
Теория: Знакомство с «Двухцветным квадратом В. Воскобовича» показ складывания фигур
ежик, звездочка, башмачок.
Практика: Решение ребусов. Складывания фигур «Двухцветный квадрат В. Воскобовича»
ежик, звездочка, башмачок, «Геоконт» выкладывание квадратов, использование 2-х резинок,
квадраты большие и маленькие. Выкладывание прямоугольников.
Тема 4.
«Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича»
Теория: Знакомство с «Двухцветным квадратом В. Воскобовича» показ складывания фигур
лодочка, рыбка, самолетик.
Практика: Решение ребусов. Складывания фигур «Двухцветный квадрат В. Воскобовича»
лодочка, рыбка, самолетик. «Геоконт» выкладывание четырехугольников различной
конфигурации (прямоугольник, квадрат, трапеция);
Тема 5.
«Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича»
Теория: Знакомство с «Двухцветным квадратом В. Воскобовича» показ складывания фигур
10
птичка, котенок, кран.
Практика: Д/игра «Транспорт». Складывания фигур «Двухцветный квадрат
В. Воскобовича» птичка, котенок, кран. «Геоконт» - выкладывание 5-6-угольникова. Составление
предметов из разных геометрических фигур (домик, ракета). Составление цифр из резинок – 1, 2,
3, 4.
Тема 6.
«Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича»
Теория: Знакомство с «Двухцветным квадратом В. Воскобовича» показ складывания фигур
черепаха, загадка, ворон.
Практика: Д/игра «Ассоциации». Складывания фигур «Двухцветный квадрат
В. Воскобовича» черепаха, загадка, ворон. «Геоконт». Конструирование 8-9-угольников.
Конструирование по образцу предметных форм (мебель, одежда, посуда).
Тема 7.
«Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича»
Теория: Знакомство со сказкой и игрой «Прозрачным квадратом В. Воскобовича».
Практика: Д/игра «Ассоциации». Складывания 3х фигур из квадратов, образец в альбоме.
Тема 8.
«Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича»
Теория: Знакомство со сказкой и игрой «Прозрачным квадратом В. Воскобовича».
Практика: Д/игра «Спец. транспорт». Складывания 3х фигур из квадратов, образец в
альбоме.
Тема 9.
«Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича»
Теория: Знакомство со сказкой и игрой «Прозрачным квадратом В. Воскобовича».
Практика: Д/игра «Спец. транспорт». Складывания 3х фигур из квадратов, образец в
альбоме.
Тема 10.
«Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича»
Теория: Знакомство со сказкой и игрой «Прозрачным квадратом В. Воскобовича».
Практика: Д/игра «Россия». Складывания 3х фигур из квадратов, образец в альбоме.
Тема 11.
«Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича»
Теория: Знакомство со сказкой и игрой «Прозрачным квадратом В. Воскобовича».
Практика: Д/игра «Из какой мы сказке». Складывания 3х фигур из квадратов, образец в
альбоме.
Тема 12.
«Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича»
Теория: Знакомство со сказкой и игрой «Геоконт В. Воскобовича».
Практика: Д/игра «Решение задач на логику». Складывания 3х фигур из квадратов,
образец в альбоме.
Тема 13.
«Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича»
Теория: Знакомство со сказкой и игрой «Геоконт В. Воскобовича».
Практика: Д/игра «Ребусы». Складывания 3х фигур из квадратов, образец в альбоме.
11
Тема 14.
«Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича»
Теория: Знакомство со сказкой и игрой «Геоконт В. Воскобовича».
Практика: Д/игра «Ребусы». Конструирование из разноцветных
геометрические фигуры, образец в альбоме.
резинок
–
3
Тема 15.
«Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича»
Теория: Знакомство со сказкой и игрой «Геоконт В. Воскобовича».
Практика: Д/игра «Решение примеров». Конструирование из разноцветных резинок – 3
геометрические фигуры, образец в альбоме.
Тема 16.
«Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича»
Теория: Знакомство с игрой «Чудо-соты В. Воскобовича».
Практика: Д/игра «Профессии». Конструирование из разноцветных резинок 3 –
геометрические фигуры, образец в альбоме.
Тема 17.
«Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича»
Теория: Знакомство со сказкой и игрой «Чудо-соты В. Воскобовича».
Практика: Д/игра «Профессии». Конструирование из разноцветных резинок 3 –
геометрические фигуры, образец в альбоме.
Тема 18.
«Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича»
Теория: Знакомство с игрой «Чудо-крестики В. Воскобовича».
Практика: Д/игра «Дроби». Конструирование из разноцветных резинок – 3 геометрические
фигуры, образец в альбоме.
Тема 19.
«Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича»
Теория: Знакомство со сказкой и игрой «Игровизор В. Воскобовича».
Практика: Д/игра «Волшебная восьмерка». Конструирование из разноцветных резинок – 3
геометрические фигуры, образец в альбоме.
Тема 20. «Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича»
Теория: Знакомство со сказкой и игрой «Игровизор В. Воскобовича».
Практика: Д/игра «Волшебная восьмерка». Конструирование из разноцветных резинок – 3
геометрические фигуры, образец в альбоме.
Диагностическое задания: по технологии В. Воскобовича.
Тема 21 - 25.
Блоки Дьенеша.
Теория: Знакомство с логическими блоками Дьенеша.
Практика: Д/игра «Выбери нужный инструмент». Блоки Дьенеша. Положить перед
ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по
форме или такие же по форме, но не такие по цвету. «Продолжи ряд» или «Цепочка».
Тема 26 -30.
Блоки Дьенеша
12
Теория: Знакомство с логическими блоками Дьенеша.
Практика: логические игры с блоками «Чудесный мешочек», задание на листах «Найди
одинаковых слонов».
Тема 31-35.
Знакомство с логическими блоками Дьенеша.
Теория: Знакомство с логическими блоками Дьенеша.
Практика: задание на листах «Найди одинаковых слонов», логические игры «Чего не
хватает», игра с одним обручем.
Тема 36-40.
Знакомство с логическими блоками Дьенеша.
Теория: Знакомство с логическими блоками Дьенеша.
Практика: Д/игра «Из чего мы сделаны», логические игры с блоками «Чего не хватает»,
игра с двумя обручами.
Диагностическое задания: по технологии блоки Дьенеша.
Тема 41-45.
Знакомство с палочками Кюизенера.
Теория: Знакомство с технологией палочки Кюизенера. Познакомить детей с палочками,
как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Выявить
начальные знания группы детей, уровни развития того или иного ребенка. Обратить внимание
детей на свойства палочек. Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать,
классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей (использовать в речи слова:
«одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т.д.). Развивать внимание, память, мышление.
Практика: Д/игра «Кто в теремочки живет (состав чисел 1-3)», логические игры с
палочками «Строим дорожки», «Строим дорожки», «Поезд».
Тема 46-50.
Знакомство с палочками Кюизенера.
Теория: Знакомство с технологией палочки Кюизенера. Познакомить детей с палочками,
как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале.
Практика: логические игры с палочками «Чудесный мешочек», «Угадайка», «Поезд».
Д/игра «Кто в теремочки живет (состав чисел 4-6)».
Тема 51-55.
Знакомство с палочками Кюизенера.
Теория: Знакомство с технологией палочки Кюизенера. Познакомить детей с палочками,
как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале.
Практика: Д/игра «Кто в теремочки живет (состав чисел 7-9), логические игры с
палочками «Строим дорожки», «Строим дорожки», «Конструирование геометрических фигур».
Тема 56-60.
Знакомство с палочками Кюизенера.
Теория: Знакомство с технологией палочки Кюизенера. Познакомить детей с палочками,
как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале.
Практика: Д/игра «Кто в теремочки живет (состав числа 10), логические игры с палочками
«Назови число, найди палочку», «Подбери пару», «Разноцветный коврик».
Диагностическое задания: по технологии палочки Кюизенера.
Тема 61-63.
«Игры Никитина»
13
Теория: объяснить воспитанникам материал. Складывание узора из кубиков по образцу.
Практика: Складывание узора из кубиков по образцу с последующим срисовыванием.
Тема 64-66.
«Игры Никитина»
Теория: объяснить воспитанникам материал.
Практика: д/игра «Продолжи ряд» Придумывание своего узора из кубиков и
зарисовывание, с последующим срисовыванием.
Тема 67-69.
«Игры Никитина»
Теория: объяснить воспитанникам материал. Складывание узора из кубиков по образцу.
Практика: решение ребусов, изображенных на карточках. Складывание узора из кубиков
по образцу с последующим срисовыванием.
Тема 70-72
«Игры Никитина»
Теория: объяснить воспитанникам материал. Складывание узора из кубиков по образцу.
Практика: д/ игра «Определи последовательность». Складывание узора из кубиков по
образцу с последующим срисовыванием.
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
2
Организационно педагогические условия
2.1
Календарный учебный график
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года
2.2
36
36
1
36
17
19
02.09.2024г.
29.12.2024 – 08.01.2025
30.05.2025г.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете. Помещение, в котором проводятся занятия, соответствует
требованиям, предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среде оборудована с
учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Для реализации программы
используется определенное оборудование. Количество игрушек и оборудования соответствует
числу детей, одновременно занимающихся в кабинете.
Технические средства обучения
Оборудование
Аудиоколонка (аудиосистема) – 1 шт.
Компьютер – 1 шт.
Интерактивная доска - 1 шт.
Мультимедийная установка – 1 шт.
Проектор – 1 шт.
Магнитно-маркерная доска доска;
Столы – 6 шт.
Стулья – 12 шт.
14
Дидактический материал
Инструкции
Рабочее место педагога (стол и стул) -1шт.
Дидактические настольные игры;
Учебные пособия;
Предметные картинки;
Набор геометрических плоскостных и объемных фигур;
Кубики Никитина;
Геоконт великан;
Дидактические игры: «Ассоциации», «Подбери по цвету»,
«Лото», «Домино», «Транспорт», «Из какой мы сказки»,
«Геометрические фигуры», «Силуэт предмета», «Дроби»,
Четвертый лишний», «Спец. транспорт», «Последовательность»,
«Где начало, где конец», «Россия», «Цифры», «Фрукты»,
«Овощи», «Цвет» и другие;
Палочки Кюизенера;
Блоки Дьенеша;
«Квадрат Воскобовича» двухцветный;
Планшет картонный;
Дидактический пособия «Сказочные лабиринты игры».
правила техники безопасности;
правила дорожного движения;
правила электробезопасности;
правила пожарной безопасности.
Информационное обеспечение
1.
2.
3.
4.
Методические
пособия
к
технологии
В.В. Воскобовича
Методические
пособия
к
технологии
конструктор ТИКО
Методические пособия к технологии блоки
Дьенеша
https://geokont.ru/MethodSumm?page=2
http://www.ticorantis.ru/catalog/12345/?sort=name&order=desc
https://corvet-igra.ru/webinary/
Методические пособия к технологии палочки https://corvet-igra.ru/webinary/
Кюизенера
Кадровое обеспечение. Требования к квалификации педагога.
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского
объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу
работы (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и
других служащих, утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н).
Методические материалы
Общеразвивающая программа разработана с учетом основных принципов:
доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к
сложному», в соответствии с психологическими особенностями детей);
результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их
достижения).
Методика преподавания базируется на пособиях:
Интеллектуально-логическое развитие детей дошкольного возраста: программа
15
руководство Центра интеллектуальных игр, Ядыкина С.А., Захарова Т.А.
По морям, по волнам с развивающими играми Воскобовича: методическое пособие.
Под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой.
"Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста". Материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции (статьи,
конспекты занятий).
"Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста". Материалы II-й Всероссийской научно-практической конференции (статьи,
конспекты занятий).
"Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста". Материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции (статьи,
конспекты занятий).
Фиолетовый лес. Развивающая предметно-пространственная среда. В.В. Воскобович.
Приложение к игре «Прозрачный квадрат» (сказка).
Методическое пособие «Волшебные Гонзики».
Приложение к игровизору «Игровой калейдоскоп».
Методические рекомендации к Коврографу.
На занятиях педагог использует следующие игровые технологии:
«Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича
Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание – творчество становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку
добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или
приглашения к приключениям. Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. «Геоконт»,
«Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу
привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше – «Прозрачный квадрат»,
«Прозрачная цифра», «Домино», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки».
Появились и первые методические сказки.
Логические блоки Дьенеша
Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных
эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша
возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета,
формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств
(треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но
и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют
ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к
моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя
переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют
развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные
грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки
однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают
самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Набор фигур, отличающихся
друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с
логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.)
дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане
предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их
числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения,
кодирования декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально
разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки
16
алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью
логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Наряду с логическими блоками
в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма,
размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению
и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти
способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых
действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или
толщине блоков, дети упражняются в замещении, и кодировании свойств. В процессе поиска
блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать
информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока,
малыши создают его своеобразную модель. Карточки-свойства помогают детям перейти от
наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств
становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Палочки Джоржа Кюизенера
С помощью цветных палочек Д. Кюизенера развивается активность и самостоятельность в
поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Основные
особенности этого дидактического материала — абстрактность универсальность, высокая
эффективность. Палочки Д. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу
обучения числу и счету. Палочки Д. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере
соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений,
формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского
мышления, в основном наглядно- действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка
отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными
предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во
внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное
представление о понятии.
Игры Никитина
В развивающих творческих играх Никитина – в этом и заключается их главная особенность
– удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень
важным принципом творческой деятельности – "самостоятельно по способностям". Этот союз
позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих
способностей: игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого
раннего возраста; задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие
развитие способностей; ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз
самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи; игры Никитина могут
быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят
принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; играя в игры Никитина
со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение –
сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то,
что он может и должен сделать сам. К развивающим играм Никитина относятся игра «Уникуб»,
«Сложи квадрат», «Дроби», «Кубики для всех», «Сложи узор».
Для развития логического мышления детей дошкольного возраста очень эффективно
использовать развивающие игры. Для того – чтобы понять значение развивающей игры, надо
понять сущность самой развивающей игры:
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи даются ребенку в различной форме, таким образом знакомят его с разными
способами передачи информации.
3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип
народных игр от простого к сложному.
17
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Постепенное возрастание
трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е.
развивать свои способности, в отличии от обучения, где всё объясняется и формируются только
исполнительские черты в ребёнке.
5. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя
подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение
практически, ребенок учится брать все сам из реальной действительности.
6. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу.
7. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа
математической задачи, а в виде выполнения каких – то действий, в виде видимых и осязаемых
вещей.
8. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а
позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые
развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
9. Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей,
где развитие идет наиболее успешно.
В развивающих играх – удалось объединить один из принципов обучения от простого к
сложному с очень принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям. Этот
союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием
интеллектуальных способностей ребенка.
Познавательное развитие.
Интеграция математики в различные сферы жизни и деятельности человека. Значение
математических знаний в жизни человека, понимание построения логических связей,
зависимостей числа и количества. В результате знакомства с основами элементарных
математических представлений познают такие свойства как цвет, форму, характер поверхности,
вес, расположение в пространстве, усваивают огромное количество необходимой информации:
названия предметов, действий, свойств, отношение ко всему окружающему.
Социально – коммуникативное развитие.
Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам
совместной работы и обмена идеями, совместно обучаться в рамках одной группы. Умение
самостоятельно объяснять условия игры. Становление самостоятельности: распределять
обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи.
Речевое развитие.
Развитие доказательной речи. Развитие монологической и диалогической речи с
использованием специальной терминологии (математической, технической). Развитие навыков
классификации предметов, понятие противоположности.
Физическое развитие.
Работа с и играми не только за столом, но и на ковре, свободное передвижение во время
выполнения различных заданий, физкультурные минутки в процессе игры.
Художественно-эстетическое развитие.
Различение и называние геометрических фигур, освоение способов воссоздания фигуры из
частей, деления фигуры на части; освоение умения выделять структуру плоских геометрических
фигур (стороны, углы, вершины). Использование сенсорных эталонов для оценки свойств
предметов. Освоение умений выделять сходство и отличие между группами предметов.
2.3
Формы аттестации и контроля (оценочные материалы)
Формы текущего контроля:
В процессе реализации программы предусмотрен текущий, промежуточный контроль в
форме игр, итоговый контроль в форме итогового занятия. Результаты освоения детьми
дополнительной общеобразовательной программы оцениваются при помощи карты наблюдений.
Оценочные материалы
18
Составляющие образованности (предметной
Уровни:
Низкий
Ребенок не владеет такими логическими операциями, как сравнение,
обобщение, классификация, систематизация.
Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не видит
все их существенные признаки.
Не умеет объединять предметы в группы, т.к. не оперирует обобщенными
понятиями.
Деление целого на части и наоборот вызывают затруднения, с которыми он
не справляется.
Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить
описательный рассказ о них.
Не способен делать умозаключения.
Не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Ребенок чаще всего невнимателен и не усидчив.
Не умеет работать в паре и в микрогруппе.
Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение,
Средний
(необходимый) обобщение, классификация, систематизация.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не
всегда видит все их существенные признаки.
Умеет объединять предметы в группы, но не всегда оперирует
обобщенными понятиями.
Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью
взрослого справляется с заданиями.
Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить
описательный рассказ о них.
Затрудняется самостоятельно делать умозаключения.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.
Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в
микрогруппах.
Ребенок владеет основными логическими операциями.
Высокий
(повышенный) Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по
существенным признакам.
Способен объединять и распределять предметы по группам.
Свободно оперирует обобщающими понятиями.
Умеет мысленно делить на части и из частей формировать целое,
устанавливая между ними связь.
Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
Может при помощи суждений делать умозаключения.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Он наблюдателен, внимателен, заинтересован в результатах своей работы.
Владеет навыками сотрудничества умеет работать в паре, в микрогруппе.
3
Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012
года №273-Ф3;
19
2. Федеральный закон РФ от 14.07.2022 №295-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р);
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Р.Ф. от 29 мая 2015 г.№ 996-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (далее - СанПиН);
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.12.2021 №2 «
Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным
общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
11. Устав МАДОУ №31;
12. Положение о платных дополнительных образовательных услугах в МАДОУ №31.
Литература, использованная при составлении программы
1. «Веселые задачки для маленьких умников» С.Е. Гаврина, Ярославль «Академия
развития», 2006г.
2. Адлер В.Н., Черисова О.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса» СПб, 2017.
3. Бортникова Е.Ф. Развитие внимания и логического мышления, серия «Рабочая
тетрадь». – М.: ООО«Литур –К», 2015.
4. Бортникова Е.Ф. Развитие внимания и логического мышления. – М.: ООО
«КнигоМир», 2011.
5. Воскобович В.В, «Фиолетовый лес» развивающая предметно-пространственная среда.
СПб, 2019.
6. Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате».
Методическая сказка. 2006 г.
7. Воскобович В.В. «Познавательно-творческое развитие дошкольников в игровой
интегрированной деятельности» методические рекомендации, СПб, 2018.
8. Воскобович В.В. «Сказочные лабиринты игры» игровая технология интеллектуальнотворческого развития детей. СПб, 2018.
9. Захарова Н.И. «Играем с логическими блоками Дьенеша» учебный курс для детей 5-6
лет. СПб, 2018.
10. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения
дошкольников Стародубцева И.В., Завьялова Т.П., М: АРКТИ. —2008г.
11. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». СПб, 2017.
12. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». СПб, 2017.
20
13. Панова Е.Н. «Дидактические игры и занятия в детском саду» старший возраст. СПб,
2017.
14. Панфилова Э.Н. "РАЗВИВАЛКА.РУ" дополнительная общеразвивающая программа.
15. Харько Т.Г. «Сказки фиолетового леса» методика познавательно творческого развития
дошкольников. СПб, 2017.
Литература для детей и родителей
1. «Готов ли ребенок к школе» М.М. Безруких, М., Вентана-Граф, 2001.
2. «Знакомлюсь с математикой» Автор В. Серова.
3. «Как помочь своему ребенку: справочник для неравнодушных родителей» Автор:
Акимова Г.Е.
4. «Малыши и математика» Автор: Александр Звонкин.
5. «Развиваем восприятие» А. Левина, М., Олма-Пресс, 2004г.
6. «Развиваем мышление» С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, М., Росмен, 2003.
7. «Развиваю внимание» Авторы Н. Гатанова, Е. Тунина.
8. «Развиваю воображение» Автор Ю. Гатанов.
9. «Развиваю логику и сообразительность» Автор Ю. Гатанов.
10. «Развиваю память» Авторы Н. Гатанова, Е. Тунина.
11. Книги серии «Мой первый учебник», С.-П., Питер, 2008.
21