ДООП Шахматное Королевство 2024-2025

1

2

Оглавление
Комплекс основных характеристик программы ............................................................................... 3
1.1

Пояснительная записка ................................................................................................................ 3

1.2

Цели и задачи программы ........................................................................................................... 6

1.3

Планируемые результаты ............................................................................................................ 7

1.4

Содержание программы............................................................................................................... 7

Организационно педагогические условия ....................................................................................... 10
2.1

Календарный учебный график .................................................................................................. 10

2.2

Условия реализации программы ............................................................................................... 10

2.3

Формы аттестации и контроля (оценочные материалы) ........................................................ 13

2.4

Список литературы .................................................................................................................... 13

Приложение 1 ............................................................................................................................................ 15
Дидактические игры и задания ................................................................................................................ 17

1
1.1

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка

Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Нормативно правовый основы разработки программы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(далее – СанПиН);
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
№ 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания";
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652Н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования
детей и взрослых";
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
12. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
13. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по 5 проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических
рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ";
15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);

16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом»;
18. Устав МАДОУ №31;
19. ОП ДО МАДОУ №31.
Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском
эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Идея
использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и
практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах. Использование
шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал,
заложенный в этой игре. Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится,
развивается, растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития
интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много
радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает
развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка
сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как
внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность. Развитие этих качеств
способствует всестороннему гармоничному развитию личности дошкольников.
Отличительные особенности программы
Шахматы – это целый мир со своими законами, легендами, традициями. Игра является
«королевским» инструментом для развития логического мышления, памяти, пространственного
воображения, умения прогнозировать свои действия и тут же проверять себя.
Программа «Шахматное королевство» разработана в рамках реализации физкультурноспортивной направленности. Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей
старшего дошкольного возраста «Шахматы» направлена на интеллектуальное развитие детей,
способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно
в дошкольном возрасте. Программа основана на принципах последовательности, наглядности,
целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. На игровых занятиях в простой и
доходчивой форме дошколята знакомятся со своеобразным миром шахмат, узнают о секретах
шахматных фигур, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, элементарных
правилах игры и некоторых её принципах, этике шахматной борьбы. Занятия носят комплексный
характер, ребята усваивают не только шахматные, но и математические понятия, решаются задачи
по развитию речи, изобразительной деятельности.
В основу к дополнительной общеразвивающей программе положен замысел развития
креативного мышления, самовыражения и самореализации у детей, что является новизной в
педагогическом процессе.
Адресат программы – воспитанники МАДОУ №31 в возрасте от 5 до 7 лет (старшая и
подготовительная группы).
Численность одной группы составляет от 8 до 12 детей.
Возрастные особенности:
Дети от 5 до 6 лет. В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый.
Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей
своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются
авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера
(застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении. Большую значимость для детей

данного возраста приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся
устойчивыми, зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с
одним, то с другим партнёром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Усложняется
игровое пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает
свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему
игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Дети уже способны
осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они могут
давать определения некоторым моральным понятиям (доброта, жадность и т.д.), эмоционально
оценивают свои поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое
плохо»).
У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить
достаточно большой объем информации (особенно у девочек), складываются интеллектуальные
предпосылки к учебной деятельности. В связи с этим дети хорошо ориентируются в окружающем
мире, уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира.
Дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они
свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и построек. Постройки стали
симметричными и пропорциональными.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными. В
некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй,
лексика. Развивается связная речь (диалогическая и монологическая). Дети начинают активно
употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы и т.д.
У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно
развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт.
Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны поддерживать правильную осанку. По
собственной инициативе они могут организовывать подвижные игры и соревнования со
сверстниками.
Дети от 6 до 7 лет. В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый.
Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей
своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются
авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера
(застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении. Ребенок овладевает основными
культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в
разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной
деятельности. Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь
тем, кто в этом нуждается. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым
другими.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает
условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого

высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются
предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Ребенок способен к волевым
усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и навыки личной гигиены. Проявляет ответственность за начатое дело.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он
живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями
из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые
знания; положительно относится к обучению в школе.
Уровень
программы

освоения



стартовый

Объем программы

36 часов (за весь период обучения)
Срок освоения программы

1год.
Особенности
организации

традиционная модель с использованием ИКТ (ПК, проектор,
образовательного процесса
интерактивная доска).
Режим занятий

Продолжительность одного академического часа - 30 мин.

Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.

Общее количество часов в неделю – 1 час.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
Формы обучения

- очная, групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий

Теоретические занятия;

Практическая игра;

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
 Шахматные турниры;
 Соревнования.
Формы подведения итогов
 В конце года проводится итоговый шахматный турнир с
реализации
выявлением победителей и награждением. В течение учебного года для
общеразвивающей
детей проводятся викторины, тесты с целью определения уровня
программы
усвоения программы, решаются дидактические задачи.

1.2
Цели и задачи программы
Цель программы: выявление и развитие детской одаренности и интеллектуальных
способностей дошкольников в процессе обучения игре в шахматы.
Задачи:
Образовательные:
 Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
 Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами.
 Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные
партии.
 Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения
шахматной партии.
Развивающие:
 Формировать стремление ребенка к самостоятельному решению логических задач.

 Развивать мыслительные операции.
Воспитывающие:
 Воспитывать, усидчивость, целеустремленность.
 Формировать умения анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою
деятельность, выбирать правильное решение.
 Прививать культуру общения, уважение к взрослым и детям.
1.3
Планируемые результаты
К концу года воспитанники должны:
 Иметь представление об истории и происхождении шахмат.
 Знать названия, правила движения и взятия шахматных фигур, стоимость шахматных
фигур.
 Понимать элементарные правила игры и некоторые её принципы. Правильно помещать
шахматную доску между игроками и правильно расставлять фигуры на доске.
 Знать шахматные термины: поля, горизонтали, вертикали, диагонали, центр и др. и их
обозначение.
 Уметь хорошо ориентироваться на шахматной доске и элементарно играть в шахматы,
 Уметь играть в паре и команде, уметь договариваться между собой, выигрывать и
проигрывать.
1.4
Содержание программы
Содержание включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры
в шахматы, а также знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов;
дети учатся решать шахматные задачи. Большая часть времени отводится усвоению простейших
методов реализации материального и позиционного преимущества.
Важным этапом в овладении шахматными основами становится умение детей
почувствовать, как фигуры взаимодействуют между собой при защите, атаке, постановке мата.
Учебный план
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Название темы
Введение
Шахматная доска
Шахматные фигуры
Начальная расстановка фигур
Ходы и взятие фигур
Цель шахматной партии
Игра всеми фигурами из начального положения
Викторины
Турниры и соревнования
Итого:

Кол-во часов
2
2
2
1
16,5
5
3,5
1
3
36

Теория
1
0,5
0,5
0,5
5
1
1
9,5

Практика
1
1,5
1,5
0,5
11,5
4
2,5
1
3
26,5

Учебный (тематический) план
№ п/п

Наименование темы

Форма
контроля/аттеста
Практ.
ции
Викторина
0,5

Количество часов
Всего

Теория

1

0,5

2.

Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности.
Исторические сведения сведения.

1

0,5

0,5

3.

Шахматная доска.

2

0,5

1,5

4.

Шахматные фигуры.

2

0,5

1,5

1.

Вопросы,
викторина,
дидактические
игры и задания.

5.

Начальная расстановка фигур

6.

1

0,5

0,5

Ладья. Дидактические игры и задания.

1,5

0,5

1

7.

Слон. Дидактические игры и задания.

1,5

0,5

1

8.

Ладья против слона.

1

-

1

9.

Ферзь. Дидактические игры и задания.

2

0,5

1,5

10.

Ферзь против ладьи и слона.

1

11.

Конь. Дидактические игры и задания.

1,5

0,5

1

12.

Конь против ферзя, ладьи, слона.

1,5

0,5

1

13.

Пешка. Дидактические игры и задания.

1,5

0,5

1

14.

Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня.

1

-

1

15.

Король. Дидактические игры и задания.

1

0,5

0,5

16.

Король против других фигур.

1

-

1

17.

Рокировка

1

0,5

0,5

18.

Ценность фигур

1

0,5

0,5

19

Шах, мат, ничья, пат.

5

1

4

20

Решение шахматных задач и этюд.

2

-

2

21

Шахматная нотация.

1,5

0,5

1

22

Шахматная партия.

2

0,5

1,5

23

Итоговое занятие

2

0,5

1,5

Вопросы, загадки,
викторины,
дидактические
игры и задания

1

Вопросы,
дидактические
игры и задания
Вопросы, тесты,
викторины,
решение простых
задач,
разыгрывание
коротких партий

Содержание учебного тематического плана
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Обучающиеся познакомятся с правилами поведения учреждении, техникой
безопасности.
Практика: Вопросы, викторины.
Тема 2. Исторические сведения.
Теория: Познакомить с игрой, историей ее возникновения, страной возникновения шахмат
– Индией.
Практика: Просмотр мультфильма «Ежик – шахматист» из цикла «Мудрые сказки тетушки
Совы». Вопросы.
Тема 3. Шахматная доска.
Теория: Познакомить детей с шахматной доской. Горизонталь, вертикаль, диагональ.
Центр.
Практика: Дидактические задания: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ»
Тема 4. Шахматные фигуры.
Теория: Ознакомление шахматных фигур.
Практика: Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка». Тема «Начальное
положение фигур».
Тема 5. Начальная Расстановка фигур.
Теория: Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией начальным
положением шахмат, развивать ориентирование на плоскости – шахматной доске.
Практика: Дидактические игры: «Да и нет», «Мяч». Задания: Кто быстрее расставит

начальную позицию. Исправь ошибку в расстановке позицию.
Тема 6. Ладья.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – ладьей. Место ладьи в начальном
положении. Ход ладьи. Взятие.
Практика: Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь»
Тема 7. Слон.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – слоном. Место слона в начальном
положении. Ход слона. Взятие.
Практика: Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь»
Тема 8. Ладья против слона.
Практика: Дидактические задания: "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар",
"Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру".
Тема 9. Ферзь.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – ферзем. Место ферзя в начальном
положении. Ход ферзя. Взятие.
Практика: Дидактические задания: «Лабиринт», «Кратчайший путь».
Тема 10. Ферзь против ладьи и слона.
Практика: Дидактические задания: "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар",
"Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру".
Тема 11. Конь.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – конем. Место коня в начальном
положении. Ход коня. Взятие.
Практика: Дидактические задания: «один в поле воин», «Лабиринт», «Кратчайший путь».
Тема 12. Конь против ферзя, ладьи и слона.
Теория: Учить детей играть конем против ферзя, ладьи, слона.
Практика: Дидактические задания: "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар",
"Выиграй фигуру". Игра «Игра на уничтожение».
Тема 13. Пешка.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – пешкой. Место пешки в начальном
положении. Ход пешки. Взятие. Превращение пешки.
Практика: Дидактические игры: «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат»,
«Игра на уничтожение».
Тема 14. Пешка против ферзя, ладьи, слона и коня.
Практика: Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учить детей играть пешкой
против ферзя, ладьи, коня, слона.
Тема 15. Король.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – королем. Место короля в начальном
положении. Ход короля. Взятие.
Практика: Учить детей, что королей в шахматах не бьют, но под бой их ставить нельзя.
Задание: «Защита».
Тема 16. Король против других фигур.

Практика: Дидактические задания: "Захват контрольного поля", "Защита контрольного
поля".
Тема 17. Рокировка.
Теория: Познакомить детей с понятием, правилами и видами рокировки.
Практика: Изучить три правила рокировки. Проверочная работа.
Тема 18. Ценность фигур.
Теория: Формирование у детей понимания игровой стоимости (ценности) шахматных
фигур.
Практика: Дидактические игры и задания: «Кто сильнее?», «Шахматная лесенка».
Тема 19. Шах. Мат. Пат. Ничья.
Теория: Знакомство с понятиями шах, мат, пат, ничья.
Практика: Дидактические задания: «Шах или не шах», «Дай шах», «Дай открытый шах»,
«Дай двойной шах». «Мат или не мат». «Дай мат в один ход». «Пат или не пат».
Тема 20. Решение шахматных задач и этюд.
Практика: Игровые занятия. Разбор и анализ коротких партий.
Тема 21. Шахматная нотация.
Теория: Умение ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись позиций.
Практика: Умение вести запись шахматной позиции.
Тема 22. Шахматная партия.
Теория: Изучение игры всеми фигурами из начального положения. Общие рекомендации о
принципах разыгрывания дебюта.
Практика: Игровые занятия. Разбор и анализ коротких партий.
Тема 23. Итоговое занятие.
Теория: Повторение программного материала.
Практика: Шахматный турнир.
2
2.1
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Организационно педагогические условия
Календарный учебный график

Основные характеристики образовательного процесс
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

2.2

36
36
1
36
17
19
02.09.2024
29.12.2024 – 08.01.2025
30.05.2025

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете. Помещение, в котором проводятся занятия, соответствует

требованиям, предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среде оборудована с
учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Для реализации программы
используется определенное оборудование. Количество игрушек и оборудования соответствует
числу детей, одновременно занимающихся в кабинете.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Наименование оборудования
Аптечка
Демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами
Доска магнитно-маркерная
Настольные шахматы с фигурами
Столы детские
Стулья детские
Стол педагога
Стул мягкий
Шахматные часы
Компьютер, ноутбук, интерактивная доска
Шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
Шаблоны латинских букв (из картона или плотной
бумаги) для изучения шахматной нотации

Количество (шт.)
1
1
1
6
6
12
1
1
6
1
12
12

Информационное обеспечение
 Компьютер с выходом в интернет
 Интерактивная доска
 Интернет-ресурсы (сайты ИМЦ, ТОИПКРО, РЦРО)
Кадровое обеспечение
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского
объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу
работы (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и
других служащих, утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н).
ФИО педагога
Образование

Стешенко Наталья Игоревна
Высшее педагогическое. Нижнетагильская
социально-педагогическая академия. 2008г.
Общий трудовой стаж
18 лет
Педагогический стаж
6 лет
Стаж
педагога 6 лет
дополнительного
образования
Квалификация
1 квалификационная категория

государственная

Методическое обеспечение
Методические принципы работы с дошкольниками:
 Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности
каждого участника и всего коллектива в целом.
 Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное
созерцание со стороны;

 Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного
материала.
Основные методы обучения:
Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным, доступным, предметным,
эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Ведь дошкольник обучается по нашей
программе лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. А это значит,
что занятия должны увлекать ребенка, строиться на свойственных детям-дошколятам
потребностях и интересах, на использовании “дошкольных” видов деятельности. Именно действие
– способ познания ребенком окружающего мира. И если мы хотим, чтобы ребенок что-то всерьез
усвоил, мы должны воплотить это в деятельность самого ребенка. И, что также важно для наших
целей, что ведущей деятельностью дошкольников является игра.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого
применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых
стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они
применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной
партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске
свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется
следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ
позиционной игры. При изучении дебютной теории основным методом является
частичнопоисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том
случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций,
предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и
т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их
осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих
методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения
самых разнообразных задач.
Общеразвивающая программа разработана с учетом основных принципов:
 доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
 последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к
сложному», в соответствии с психологическими особенностями детей);
 результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их
достижения).
Педагогические технологии – технология индивидуализации обучения, технология
группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего
обучения, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология.
В программе «Шахматное королевство» представлены исторические сведения: история
шахмат; шахматная игра как спорт; чемпионы мира по шахматам; современные выдающиеся
отечественные и зарубежные шахматисты.
Представлены основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие,

удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность
шахматных фигур, сравнительная сила фигур, (стадии шахматной партии, основные тактические
приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, основы пешечных,
ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Представлены базовые понятия шахматной игры; правила поведения шахматистов,
шахматный этикет; шахматные соревнования и правила их проведения.
Программа включает в себя решения позиций, комбинаций, этюдов; конкурсы;
шахматные турниры; соревнования; шахматные праздники.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны
характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют педагога на
порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
2.3
Формы аттестации и контроля (оценочные материалы)
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:
1. Текущая аттестация:
 устный опрос (в середине учебного года);
 письменная самостоятельная работа;
 решение дидактических игр и заданий;
2. Участие в соревнованиях:
 квалификационные турниры;
 шахматные турниры;
3. Итоговая аттестация:
 контрольная работа;
 тестовые задания;
 решение упражнений.
Оценочные материалы
Оценочные процедуры освоения программы в рамках данной общеобразовательной
программы «Шахматное королевство» осуществляются в ходе текущего контроля за
успеваемостью, участия в турнирах, итоговой аттестации.
Текущий контроль может проводиться в следующих формах: устного опроса,
собеседования, тестирования.
В процессе обучения проводится промежуточная аттестация (1 раз в год), а по окончанию
освоения общеобразовательной программы проводится итоговая аттестация. Теоретическая
подготовка сдается в форме устного опроса, собеседования, или тестирования.
Практическая
подготовка
представлена
тестовыми
заданиями,
контрольными
упражнениями (Приложение 1).
2.4
Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года
№273-Ф3;
2. Федеральный закон РФ от 14.07.2022 №295-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р);
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение
Правительства Р.Ф. от 29 мая 2015 г.№ 996-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН);

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.12.2021 №2 « Об
утверждении санитарных праил и норм Сан ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года»;

11. Устав МАДОУ №31
12. Положение о платных дополнительных образовательных услугах в МАДОУ №31.
Для педагога:
1. Журавлев Н. И. Шаг за шагом. М.: ФиС, 1986.
2. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. Моя шахматная карьера. М.: «ФиС» 1983.
3. Карпов А.Е. Учитесь шахматам [текст]/А. Е. Карпов. – М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
4. Карпов А.Е. Школьный шахматный учебник [текст]/А.Е. Карпов, А.Б. Шингирей. – М.:
Русский шахматный дом, 2005;
5. Костров В.В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст]/В.В. Костров,
Д.А. Давлетов. – СПб.: Литера, 2005;
6. Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст]/С.В. Мазаник. – СПб.: Питер, 2009;
7. Сухин И.Г. Шахматы первый год или учусь и учу. Духовное возрождение 2012.
8. Панов В. Король против короля. М.: «Молодая гвардия» 1967.
9. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. Издание одиннадцатое Ростов-наДону «Феникс», 2010.
10. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина - Ростов н/Д
Феникс, 2006;
11. Пожарский В. Шахматы. Начальная школа. М. 2012.
12. Программа «Феникс». Шахматы для дошкольников / А.В. Кузин, Н.В. Коновалов,
Н.С. Скаржинский. - М.: Линка-Пресс, 2017.
13. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Издательства: АСТ, Астрель (2008 г.) 287
стр.
14. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Издательство: Феникс (2004
г.) 320 стр.
15. Сухин И.Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе» первый год обучения 1500
малофигурных позиций. Духовное возрождение 2012.
16. Сухин И.Г. Шахматы Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Часть 1,
17. Тед Ноттингем, Боб Уэйд, Эл Лоуренс Шахматы: уроки мастерства шаг за шагом. М.:
АСТ
Для обучающихся:
1. Пожарский В. Шахматы. Начальная школа. М. 2012
2. Сухин И.Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе» первый год обучения 1500
малофигурных позиций. О. Духовное возрождение 2012.
3. Сухин И.Г. Шахматы первый год или учусь и учу. О. Духовное возрождение 2012.
4. Сухин И.Г. Шахматы Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Часть 1, 2. О.
Духовное возрождение 2012.

Приложение 1
Итоговая аттестация обучающихся: Теоретические задания.
1. Знание понятия «шах».
«Шах» - это…:
 это нападение на любую фигуру;
 это нападение на короля;
 это нападение на короля, от которого нет спасения.
2. Знание понятия «мат».
«Мат» - это…:
 это нападение на любую фигуру;
 это нападение на короля;
 это нападение на короля, от которого нет спасения.
3. Знание понятия «пат».
«Пат» - это:
 это нападение на короля, от которого нет спасения;
 это положение в шахматной партии, при котором сторона, имеющая право хода, не
может им воспользоваться;
 это нападение на короля.
4. Знание понятия «вилка».
«Вилка» - это…:
 это двойной удар любой из фигур;
 это двойной удар, который делает конь или пешка;
 это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку, за
которой спрятана другая фигура.
5. Умение определить, когда партия закончилась выигрышем белых. Выбрать тот
ответ, который доказывает, что партия закончилась выигрышем белых:
 1-0;
 1/2-1/2;
 0-1.
Практические задания.
1. Умение ходить фигурами.
Показать ход той или иной фигуры на доске из положения, которое поставил педагог.
2. Умение убивать шахматные фигуры соперника.
Учащимся предлагается простая позиция на доске, где они должны выяснить, можно ли
убить какую-нибудь фигуру соперника или нет, например, может ли белая ладья бить слона?:

3. Умение ставить «шах».
Шах королю:

4. Умение ставить «мат».
Мат в 1 ход:

5. Умение видеть «пат».
Определить шах или мат на доске.
Оценка результатов:
За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов.
 8-10 баллов – высокий уровень;
 5-7 баллов – средний уровень;
 0-4 балла – низкий уровень.

Дидактические игры и задания
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий
шахматной доски кубиками (пешками и т. д.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные
фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди
называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо
названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать,
какая фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они
похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую
фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно
расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки, (фрагмента игрового поля) и
спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру:
"Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует
поймать.
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план
действий, развивается аналитико- синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с
учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто
побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на
шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются
заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой
маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом
черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью
уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается
ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих
сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную
фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную

фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они
проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с
"заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:
стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан
ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает
тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с
педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».