Пояснительная записка к учебному плану МАДОУ № 31
Нормативные основания составления учебного
образовательной деятельности - занятий.
плана организованной
Учебный план является нормативно-правовой основой, раскрывающей специфику
образовательной и воспитательной деятельности ДОО, устанавливающей перечень
образовательных областей и объѐм учебного времени, отводимого на проведение
образовательной деятельности.
Учебный план МАДОУ № 31 на 2025-2026 учебный год составлен в соответствии
с нормативно- правовыми документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа
2013г.
№ 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным
программам дошкольного образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
года
№ 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и
сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению,
атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных,
общественных
помещений,
организации
и
проведению
санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий». СанПиН 2.1.3684−21
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года
№
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО);
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки
России) Департамента общего образования 28 февраля 2014г. № 08-249 «Комментарии
к ФГОС дошкольного образования».
Устав МАДОУ № 31;
Лицензия на осуществление образовательной деятельности;
Основной образовательной программой МАДОУ № 31.
Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана.
Основными задачами учебного плана непосредственно образовательной
деятельностиявляются:
1. регулирование объема образовательной нагрузки.
2. реализация ФГОС ДО в ДОУ.
Обязательная часть учебного плана составлена с учетом ФОП ДО.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входят
парциальныепрограммы, направленные на развитие детей в следующих образовательных
областях.
Художественно-эстетическое развитие:
«Цветные ладошки», Лыкова И. А. Программа художественного воспитания,
обучения иразвития детей 2-7 лет;
«Ладушки», И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. Программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста.
Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной
работы, учитывает соотношение частей ООП ДО (ОЧ И ЧФУ) и
содействует эффективномурешению проблемы преемственности при постепенном
переходе из одной возрастнойгруппы в другую. Содержание данных программ
способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по пяти
взаимодополняющих образовательных областях.
Учебный план на 2025 – 2026 учебный год является локальным нормативным
актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объѐм учебного
времени, отводимого на проведение образовательной деятельности (далее - занятие),
при этом данное распределение не является жестко регламентирован. В учебном плане
учитывается период учебного года, который начинается с 1 сентября и заканчивается 31
мая.
В 2025-2026 уч. г. в МАДОУ № 31 функционирует 5 групп общеразвивающей
направленности с учетом возраста детей и 2 группы комбинированной направленности:
- 2 группы раннего возраста
- 1 младшая группа
- 1 средняя группа
- 1 старшая группа
- 1 группа комбинированной направленности (возраст детей 6-7(8) лет)
Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, длительность
пребываниядетей в детском саду составляет 11,0 часов с 7.00 до 18.00.
Учебный год начинается с 1 сентября 2025 года и заканчивается 31 мая 2026 года во
всех возрастных группах детского сада. Продолжительность учебного года составляет
36 недель.
1.3. Характеристика структуры учебного плана
В структуре учебного плана выделяется обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими. Объем обязательной части не менее 60% от еѐ общего
объѐма, части, формируемой участниками образовательных отношений, не более
40%.
При составлении учебного плана учитываются следующие принципы:
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью
дошкольного образования является развитие ребенка. Построение образовательной
деятельности происходит в зоне ближайшего развития ребенка. В основе лежит
уровень актуального развития (УАР), который характеризуется тем, какие задания
ребенок может выполнять вполне самостоятельно. Но то, что ребенок не сможет
выполнить самостоятельно, может справиться с небольшой помощью взрослого.
Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми (разные виды детской деятельности)
Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание
программы соответствует основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики)
Принцип интеграции пяти взаимодополняющих образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и
возможностями образовательных областей.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, когда
происходит объединение комплекса различных видов специфических детских
деятельностей вокруг единой «темы» («организующие моменты», «тематические
недели»,
«события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе»,
«праздники»,
«традиции»).
Содержание учебного плана обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом
их возрастных особенностей по основным направлениям: физическое, социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое развитие.
В целях сохранения единого образовательного пространства и единых требований к
уровню
подготовки
выпускников
содержание
образования
представлено
образовательными областями:
Физическое развитие (физическая культура, формирование начальных
представленийо здоровом образе жизни);
Познавательное
развитие (ознакомление с предметным окружением,
ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы, формирование
элементарных математических представлений (ФЭМП), развитие познавательноисследовательской деятельности);
Речевое развитие (развитие речи, подготовка детей к обучению грамоте,
художественная литература);
Социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения,
нравственное воспитание; ребенок в семье и сообществе; самообслуживание,
самостоятельность, трудовое воспитание, формирование основ безопасности);
Художественно-эстетическое
развитие
(приобщение
к
искусству,
изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация), музыкальная
деятельность, конструктивно- модельная деятельность).
Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных
особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в
различныхвидах деятельности, соответственно возрасту детей:
в раннем возрасте (1-3 года) - предметная деятельность и игры с составными и
дидактическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами;
общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями; восприятие смысла
музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; двигательная деятельность.
в
дошкольном возрасте (3-8 лет) - игровая деятельность (разные виды игр);
коммуникативная
деятельность;
познавательно-исследовательская
деятельность;
восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный
бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала;
изобразительная деятельность; музыкальная деятельность, двигательная формы
активности ребенка.
Педагогами реализуется учебный план в организованной образовательной
деятельности, совместной деятельности взрослого и детей, образовательной
деятельности в ходе режимных моментов ежедневно (при проведении утренней
гимнастики, гигиенических и закаливающих процедур, ситуативных бесед при
проведении режимных моментов, чтении художественной литературы, дежурства,
прогулок), самостоятельной деятельности детей (игра, действия с материалами и
оборудованием
предметно-пространственной
среды).
Уделяется
внимание
индивидуальным особенностям и возможностям каждого ребенка.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично
вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного
учреждения. Разработано комплексно-тематическое планирование для каждой возрастной
группы. Одной теме уделяется не менее 1 недели. Тема отражается в подборе материалов в
группе. Также совместно с субъектами образовательных отношений по темам недель
осуществляется проектная деятельность.
Количество и продолжительность образовательной
деятельности
(ОД)
устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями
(СанПиН 1.2.3685-21):
- для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут,
- для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,
- для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
- для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут,
- для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объѐм образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
-в старшей и подготовительной группах – 50 минут и 1,5 часа соответственно.
ОД с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине
дня после дневного сна. Еѐ продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день.
В середине времени,
отведѐнного на ОД статического характера, проводятся физкультурные минутки.
Перерывы между периодами ОД не менее 10 минут.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной
активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
В плане предусмотрена определенная нагрузка непосредственно образовательной
деятельности:
ОО «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в совместной
деятельности взрослого с детьми и самостоятельной деятельности детей в период
пребывания ими в детском саду. Важно отметить, что на самостоятельную деятельность
детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в
режиме дня отводится не менее 3-4 часов.
Формирование социальных представлений, умений, навыков осуществляется в
совместной деятельности взрослого с ребенком в утренний прием, вечернее время, на
прогулке, в ходе режимных моментов и интеграции с другими видами
деятельности. ОД
«Формирование основ безопасности» осуществляется в ходе режимных моментов в
форме
«минуток безопасности», ситуативных бесед ежедневно, а в старшем дошкольном
возрасте реализуется путѐм включения в непосредственную образовательную
деятельность познавательного блока.
ОО «Художественно-эстетическое развитие». Образовательную деятельность по
музыке осуществляет музыкальный руководитель совместно с воспитателем всей
группой детей, в подготовительной к школе группе одно занятие осуществляет
музыкальный руководитель самостоятельно с детьми по подгруппам. ОД «Лепка»,
«Рисование»,
«Аппликация» осуществляет воспитатель возрастной группы со всей группой детей.
Конструирование из разных материалов осуществляется в 1 или 2 половину дня в ходе
самостоятельной и совместной деятельности взрослого с ребенком.
ОО «Познавательное развитие». Образовательная деятельность направлена на
ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям,
формирование элементарных математических представлений и развитие познавательноисследовательской деятельности. Образовательная деятельность, направленная на
формирование элементарных математических представлений в подготовительных к
школе группах, осуществляется воспитателем с детьми по подгруппам, в остальных
возрастных группах - всей группой детей.
ОО «Речевое развитие». Образовательная деятельность направлена на развитие
речи детей в различных видах детской деятельности и приобщение к художественной
литературе. В режиме дня запланировано ежедневное чтение детской литературы с
последующим обсуждением прочитанного. НОД
«Подготовка к обучению грамоте» в подготовительных к школе группах
осуществляется воспитателем с детьми по подгруппам, в остальных возрастных
группах - всей группой детей.
ОО «Физическое развитие». Занятия физической культурой в помещении во всех
возрастных группах проходят 2 раза в неделю в спортивном зале. Проводит занятия
инструктор по физической культуре со всей группой детей в младших, средних и
старших возрастных группах, и по подгруппам в подготовительных к школе группах.
1 раз в неделю занятия физической культурой проводят на улице на спортивной
площадке детского сада. Ежедневно на прогулке проводятся подвижные и спортивные
игры.
.
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО,
одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный
образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества.
Учебный план МАДОУ № 31
Объем нагрузки (количество в неделю/год)
Вид образовательной
деятельности
Группы
раннего
возраста
(1,5-3года)
№1, 11
Младшая
группа
(3-4года)
№10
Средняя
группа
(4-5лет)
№5
Старшая
группа
(5-6лет)
№6
Социально-коммуникативное развитие
Социальные отношения
*
*
*
*
Формирование основ
*
*
*
гражданственности и патриотизма
Трудовое воспитание
*
*
*
Формирование основ
Чередуется с
*
*
*
*
безопасного поведения ЗОЖ
Познавательное развитие
Сенсорные эталоны и
познавательные
1 зан./2 нед. 1 зан./2 нед. 1 зан./2 нед. 1 зан./1нед.
действия
Чередуются
(экспериментирование) между собой
Математические
1 зан./2 нед. 1 зан./2 нед. 1 зан./2 нед. 1 зан./1нед
представления
Окружающий мир
1 зан./2 нед. 1 зан./2 нед. 1 зан./2 нед. 1 зан./1нед.
Чередуются
между собой
Природа
1 зан./2 нед. 1 зан./2 нед. 1 зан./2 нед. 1 зан./1 нед.
Комбиниров
анные
группы
№8(6 – 7 (8)
лет)
*
*
*
*
1 зан./1нед.
1 зан./1нед
1 зан./1 нед.
1 зан./1 нед.
Речевое развитие
Речевое развитие
(формирование
словаря, ЗКР,
грамматический строй
речи, связная речь)
Подготовка к
обучению грамоте
Чтение
художественной
литературы
1 зан./2 нед.
Чередуются
между собой
-
1 зан./2 нед.
1 зан./1нед
Из них:
Реч. разв. - 2
зан/мес;
Об.грам. – 1
зан./мес;
ЧХЛ – 1
зан./мес.
2 зан./1 нед
1 зан./1 нед.
Из них:
Реч. разв. -1
зан./1 нед.
Об.грам. – 1
1 зан./2 нед.
зан./2 нед.
ЧХЛ - 1
зан./2 нед.. 1 зан./2 нед.
1 зан./1 нед.
1 зан./1 нед.
1 зан./1 нед.
Физическое развитие
Физическая культура (основная
гимнастика, подвижные игры,
спортивные упражнения )
Формирование
Чередуется с
здорового образа
ОБЖ
жизни
Приобщение к искусству
Изобразительная
Чередуются
деятельность:
между собой
рисование
Изобразительная
деятельность: народное
декоративноприкладное искусство
Изобразительная
деятельность:
прикладное
творчество
Лепка
Чередуются
между собой
2 зан/нед
3 зан/нед
3 зан/нед
3зан/нед
3зан/нед
1 зан./ нед.
*
*
*
*
Художественно-эстетическое
*
*
*
*
*
1 зан./ нед.
1 зан./2 нед.
1 зан./2
нед.
1 зан./2нед
1 зан./2нед
*
1 зан./2 нед.
1 зан./2
нед.
1 зан./2нед.
1 зан./2 нед.
*
*
*
1 зан./2нед.
1 зан./2 нед.
1 зан./2 нед.
1 зан/нед
2 зан/нед
1 зан./2 нед.
1 зан./2 нед.
Аппликация
Конструирование
1 зан./2 нед
Музыкальная деятельность
Театрализованная, досуговая
деятельность
Логопед
2 зан/нед
*
Из них:
лепка - 1
Из них:
зан./2 нед.
лепка - 1
аппликац
зан./2 нед.
ия
аппликация 1 зан./2 нед. - 1 зан./2
констр. - 1 нед.
зан./ мес. констр. - 1
зан./ нед.
2 зан/нед
2 зан/нед
*
*
1 зан./2 нед.
1 зан./2 нед.
1 зан./2 нед.
1 зан./2 нед.
2 зан/нед
*
*
По
индивидуал
ьному
расписани
ю занятий
По
индивидуал
ьному
расписани
ю занятий
По
индивидуал
ьному
расписани
юзанятий
Дефектолог
Педагог-психолог
Количество видов
образовательной деятельности
по программе в неделю
Фактическое количество видов
образовательной деятельности в
неделю
Продолжительность непрерывной
непосредственно образовательной
деятельности СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические
требованияк организациям
воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
Максимально допустимый объем
образовательной нагрузкив день
(в т.ч. в первую половину дня/во
вторую половину дня)
2 зан/нед
10
10
12
14
15
10
10
12
14
15
20 мин.
25 мин.
30 мин
40мин
50 мин
90мин
10 мин.
20мин
15 мин.
30мин
Максимально допустимый объем
образовательной нагрузкив
100мин
200мин
300мин
150мин
неделю СП 2.4.3648-20
* - реализация этих видов деятельности осуществляется ежедневно в ходе режимных моментов и
интеграции сдругими видами деятельности.
420мин